21008В волшебных сказках на каждом шагу то дудка-самогудка, то говорящее зеркальце... Когда-то эти чудеса впечатляли наших предков. Сегодня «умная техника», в том числе бытовая, запрограммированная самостоятельно выполнять те или иные функции, различающая и понимающая человеческую речь, стала обыденным явлением.

Но так ли безопасны смарт-устройства в повседневности? Хватит ли у электронного устройства «ума» не причинять вред здоровью, жизни и благополучию человека?

Традиционная пресс-конференция в Управлении Роспотребнадзора по Астраханской области, приуроченная к Всемирному Дню защиты прав потребителей, была посвящена теме надежности и безопасности смарт-устройств в современном мире.

Итоги деятельности Управления Роспотребнадзора за 2018 года по защите прав потребителей подвела заместитель начальника отдела по защите прав потребителей Мещерякова В.В. С докладами выступили главный специалист-эксперт Гасанова М.Г., представители районных подразделений Управления Роспотребнадзора Файзулаев З.З. (Лиманский район) и Остапенко В.В. (Камызякский район), юрисконсульт ФГУБЗ «ЦГ и Э» Коржева А.В. Выступил также заместитель руководителя Роспотребнадзора по Астраханской области Касаткин Д.Н.

Многое сделано сотрудниками Управления, но еще больше сделать предстоит... Ведь все больше и больше технически сложных устройств и замысловатых услуг, связанных с ними, появляется ежегодно на потребительском горизонте. У обычного потребителя образования подчас не хватает знаний разобраться в тонкостях и принципах работы смарт-устройств, а информации о безопасной работе «умной техники», которой производитель обязан поделиться, по-прежнему мало.

С особым вниманием собравшиеся на пресс-конференции выслушали руководителя  Управления Роспотребнадзора по Астраханской области Носову Л.Н., которая рассказала о трагических последствиях, связанных с использованием смарт-устройств. 

21007Кое-где в Западной Европе «умные часы» (устройство, которое позволяет родителям отслеживать местонахождение ребенка и общаться с ним) оказались под запретом, так как злоумышленники-педофилы имеют возможность дистанционно подключаться к «умным часам» и ложными смс-сообщениями, якобы пришедшими от родителей, заманивать детей в укромное место преступления.

Носова Л.Н. выразила также сомнение в безопасности бытовой техники в так называемом «умном доме», в ее неуязвимости извне, ведь технически продвинутые хакеры могут перехватить дистанционное управление и спровоцировать техногенную катастрофу в доме, например, с помощью радиоуправляемого «умного» чайника устроить возгорание.

Привлекла внимание собравшихся на пресс-конференции информация, преподнесенная одним представителем общественности, из которой следовало, что многие смартфоны запрограммированы на выход из строя после окончания срока гарантии. В подобных случаях речь  идет уже не об «уме» технического устройства, а о хитрости и жадности его производителя.

Надо ли говорить, что без надежной и качественной сотовой связи невозможно полноценное функционирование самых «крутых» смарт-устройств. А качество сотовой связи в Астраханской области вызывает большие нарекания. В Роспотребнадзор в большом количестве поступают жалобы на операторов связи, которые не могут обеспечить качественную и бесперебойную связь. Мещерякова В.В., проанализировав многочисленные жалобы, озвучила мнение, что прерывание телефонного разговора на второй- третьей минуте, возможно, запрограммировано оператором связи специально. Ведь абонентов заманивают обещаниями брать плату только за первую минуту разговора, а за последующие минуты оплату не брать. Если же разговор постоянно прерывается, то абонент вынужден платить по тарифу как за новое соединение.

Проблема настолько серьезная, что решать ее надо совместными усилиями вместе с Управлением Роскомнадзора по Астраханской области, с правоохранительными и общественными организациями.

Сложно потребителю смарт-устройств и связанных с ними услуг разобраться в ухищрениях бизнесменов XXI века, поэтому все чаще объединяются они в общественные организации по защите прав потребителей, для совместного решения острых проблем.

Астраханская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Центр контроля качества» продолжает анализ жалоб на предоставление услуг сотовой связи в Астраханской области и ждет информации от абонентов по качеству услуг операторов сотовой связи.

Контакты «Центра контроля качества»:

телефон: 8 917 083-71- 01

е-mail: arpo_ccq@ mail.ru

почтовый адрес: 414004, г. Астрахань, а/я 2