21009Лекция первая

Каковы глубинные источники развития (двигатели прогресса) природы и общества? Этому вопросу посвящена первая лекция. Мы неслучайно объединили природу и общество. Поскольку в основе современного учения об эволюции природы и в основе марксистского учения о развитии общества лежит диалектика.

В чем суть диалектики?

В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины. Этот диалектический способ мышления впоследствии превратился в диалектический метод познания природы. Элементы диалектики имели место у Гераклита, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Дидро.

Крупнейший немецкий философ-идеалист Георг Вильгельм Фридрих Гегель внес значительный вклад в разработку диалектической теории развития. Историческая роль Гегеля заключается главным образом в том, что он развил диалектический метод, согласно которому в мире происходит вечное движение, изменение и развитие на основе внутренних противоречий, имеющих место во всех явлениях.

Но у Гегеля диалектика была идеалистически извращена. Он считал, что диалектическое развитие свойственно только «абсолютной идее», мысли, понятию, но не природе. Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля ее «рациональное зерно», отбросив «идеалистическую шелуху», и создали подлинно научную диалектику — марксистскую диалектику.

Диалектика – учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. «Самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии» (Ленин).

Марксистская диалектика исходит из реально происходящего процесса развития явлений природы и общества, внутренний источник которого усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Проще: источником движения и развития предметов и явлений выступают внутренние противоречия («Философский закон единства и борьбы противоположностей»).

Все материальные объекты содержат в себе противоположности. Стоит только проникнуть вглубь этих объектов, и мы тотчас же обнаруживаем в них противоположные начала. Уже простое механическое движение нельзя представить без противоположностей: действие и противодействие, притяжение и отталкивание. Противоположности не изолированы одна от другой. Они существуют в одних и тех же явлениях, выступают в единстве, не могут «жить» друг без друга. Неразрывно спаянные между собой, они в то же время не могут находиться в «мире» и «согласии» именно потому, что противоположны. Развитие происходит в результате взаимодействия противоположностей друг с другом. Причем, для этого развития характерен прогресс: от простых форм к более сложной организации.

«В собственном смысле диалектика – есть изучение противоречия в самой сущности предметов» (Ленин).

«Развитие есть борьба противоположностей» (Ленин).

Такое отношение, которое характеризуется единством противоположностей и одновременно постоянной борьбой между ними, называется противоречие.

Законы диалектики:

- Закон единства и борьбы противоположностей

- Закон перехода количественных изменений в качественные

- Закон отрицания отрицания.

Проявления философского закона перехода количественных изменений в качественные можно проследить на примере перехода воды в твердое, жидкое и газообразное состояния при достижении определенных температур.  Качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений.

В живой природе переход количественных изменений в качественные можно проследить, наблюдая, например, за развитием бабочки. Здесь ясно выделяется ряд качественно различных стадий (гусеница, куколка, бабочка). Переход от одной стадии к другой зависит от определенных количественных процессов в организме насекомого. И здесь количественные изменения подготовляют качественные.

Связь количественных изменений с качественными в обществе видна на примере трудовой кооперации. Объединение работников в один коллектив дает эффект, намного превосходящий арифметическую сумму их индивидуальных сил и способностей. В общественном развитии ярким примером перехода к новому качеству служат социальные революции, предпосылки которых постепенно созревают в недрах общества.

Философский закон отрицания отрицания раскрывает прогрессивный характер развития, не как движение по кругу, не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному. Так, живая природа прошла длительный путь восходящего развития от простейших форм живого вещества и одноклеточных организмов до человека. Каждый этап в этом восхождении как бы отрицал предыдущий, а затем сам отрицался последующим этапом. Происходило своеобразное отрицание отрицания.

Отрицание не означает отсутствие связи, преемственности в развитии. Явление, которое возникает в результате отрицания, сохраняет все ценное, что было на предшествующей стадии, в то же время выступает как нечто новое, более богатое по содержанию. В природе каждый новый вид воспроизводит полезные признаки, накопленные предками в процессе эволюционного развития. В истории общества каждый новый социальный строй возникает не на пустом месте, а на основе усвоения материальных и духовных богатств, созданных в предшествующие эпохи.

Можно ли применить диалектику к живой природе?

Английский биолог Чарлз Дарвин в своем эволюционном учении убедительно доказал родство всех организмов и показал, что развитие органического мира совершалось в сторону усложнения.

Основоположники марксизма высоко ценили учение Дарвина, видя в нем, как писал Маркс, «естественно-историческую основу» взглядов диалектического материализма. Вместе с тем Маркс и Энгельс резко критиковали ненаучные, чисто буржуазные взгляды дарвинистов, когда они механистически переносили учение Дарвина о естественном отборе на общественную жизнь.

После смерти Чарлза Дарвина его учение получило дальнейшее развитие. Существенные недостатки и ошибки дарвиновской теории впервые были вскрыты основоположниками марксизма и устранены мичуринской биологией. Современное эволюционное учение опирается на фактические данные, добытые разными отраслями биологии уже после смерти Дарвина, в том числе на достижения генетики.

Дарвинизм нанес сокрушительный удар религии, утверждавшей, что мир существует лишь несколько тысяч лет, а все растения, животные и человек «созданы» в несколько дней.

Если бы в природе существовала одна наследственность, то тогда бы потомство полностью копировало своих родителей. И мир был бы неизменяем. Академик В.Л. Комаров так писал об этом: «Если бы жизнь на Земле, раз возникнув, возрастала затем только количественно, то поверхность Земли покрылась бы толстым слоем студени, подобной той, которую и теперь вырабатывают бактерии, амебы и другие близкие к ним организмы».

Если бы в природе существовала одна изменчивость, то тогда бы потомство не было похоже на своих родителей. Однако хаотичные мутации (изменения) также не способны привести к развитию (прогрессу).

Глубинный источник развития природы – противоречие между наследственностью и изменчивостью.

Только во взаимодействии наследственности и изменчивости начинают включаться такие механизмы, как борьба за существование и естественный отбор. Изменчивость приводит к мутациям, а наследственность значимые для эволюции мутации закрепляет. В итоге природа развивается в сторону прогресса (усложнения).

Каковы доказательства эволюции живой природы?

Из школьного курса «Биология» нам известно множество доказательств эволюции живой природы.

Например, ученые нашли ископаемые останки переходных форм организмов: архиоптерикса – промежуточного звена между пресмыкающимися и птицами. В 1938 году в Индийском океане была выловлена латимерия, принадлежащая к кистеперым рыбам, которые долгое время считались вымершими. Латимерия – переходное звено между рыбами и земноводными.

Из школьного курса «Биология» нам известен основной биогенетический закон. В соответствии с этим законом, каждый организм в своём эмбриональном (внутриматочном) развитии повторяет взрослые формы более примитивных животных.

Так, развитие человека начинается с одной (!) оплодотворенной клетки. У человеческого эмбриона на разных стадиях проявляются характерные признаки наших далеких предков. Например, зачаточные жабры (это свидетельствует о том, что нашими далекими предками были рыбы). У эмбриона человека также есть хвост.

Известны случаи атавизмов у человека. Это проявление признаков, свойственных отдалённым предкам. Например, известны случаи рождения хвостатых людей или со сплошным волосяным покровом на теле.

У каждого человека есть рудименты – органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма. Например, копчик – 4-5 сросшихся позвонков (рудимент хвоста). Сохранились рудиментированные мышцы ушей, следовательно, наши далекие предки могли двигать ушами. Рудиментом считается небольшой отросток на человеческом кишечнике (аппендикс). У человека он утратил свое значение, а у животных, питающихся грубой растительной пищей, этот орган более развит и участвует в пищеварении.

Когда и при каких условиях зародилась первая жизнь?

Сразу отметим, что свойство живой материи – это обмен веществ (т.е. способность к питанию и воспроизводству). Этим живая материя отличается от неживой материи.

Самая простейшая форма жизни появилась около 4 миллиардов лет назад. В тот период атмосфера на Земле состояла из аммиака, паров воды и углекислого газа. Под воздействием атмосферного электричества образовались органические соединения, которые положили начало нуклеиновым кислотам и белкам, генам и клеткам.

В чем принципиальное отличие человека от животного?

Современный человек (лат. Homo sapiens) появился около 75-100 тысяч лет. Современные обезьяны не являются нашими прямыми предками. Генетический метод сравнения ДНК человека и обезьян показал, что 8-4 миллиона лет назад произошло разделение путей наших предков и предков современных человекообразных обезьян. Скорее всего, сначала от основного ствола отделились предки орангутана, гориллы, а потом шимпанзе. Это означает, что с шимпанзе у современного человека более близкие родственные отношения. Сопоставление ДНК человека и шимпанзе указывает на то, что их последний общий предок жил примерно в период от 5 до 4 (по другим данным до 2) миллионов лет назад.

Как бы ни были сообразительны некоторые виды животных, изготовить орудия труда они не способны. В этом, собственно говоря, и есть принципиальное отличие человека от животного. Животные пассивно приспосабливаются к природным условиям, а человек сам производит необходимые ему материальные блага. У человека есть сознание, у животных сознание отсутствует. Развитие психики животного составляет лишь предысторию человеческого сознания.

Когда люди еще только начинали сообща трудиться и изготовлять орудия и средства труда, они уже делали их для определенных целей. Возникли первые разумные человеческие действия, совершаемые не голой рукой, а орудием, которое во много раз увеличивало силы и возможности человека. К тому же они были согласованы с действиями других членов трудового коллектива, что могло быть сделано только с помощью языка в процессе речевого общения между людьми. Так у людей появилась потребность говорить друг с другом при помощи языка, понятного всем участникам трудового процесса.

Общественно-трудовая жизнь человека, труд, а затем и вместе с ним речь – вот решающие факторы, под воздействием которых совершенствовался человеческий мозг, развивалась способность к мышлению. Известна фраза Энгельса: «Труд создал самого человека».

Известны редкие случаи, когда человеческих младенцев воспитывали животные. Такие «люди-маугли» в дальнейшем отставали в своем развитии. Это свидетельствует о том, что формирование человеческой личности происходит непременно в обществе.

Действие законов биологической эволюции только подготовило появление на Земле людей, которые объединились для совместного труда. В дальнейшем процесс развития орудий и отношений между людьми, а также самого человека стал полностью подчиняться действию новых законов – законов общественно-исторического развития. По Марксу, основу общественного развития надо искать не в сознании людей, а в их общественном бытии, в развитии производства материальных благ.

Продолжение следует