1300319.12.2020 г. депутаты Думы Астраханской области рассмотрели и приняли «Стратегию развития региона до 2035 г».

С 23.11. по 7.12. текст этой «Стратегии» был выставлен на сайте минэкономразвития, но широкой кампании с призывом обсудить план развития региона организовано не было. Мало кто, кроме разработчиков, знал об этом документе, потому и не поступило в его дополнение ни одного предложения, ни одного замечания по его совершенствованию. Никаких пресс-релизов после принятия этого «эпохального» документа не было.

А ведь мы помним, как поминали «Стратегию-2020» при каждом удобном и даже неудобном случае и Жилкин, и Морозов с их командами. С приходом Бабушкина о ней забыли и даже итоги не подвели. А очень хочется знать, насколько сбылись предсказания стратегов прежней «Стратегии». Давайте перелистаем некоторые её страницы, касающиеся г. Астрахани.

13005ТРАНСПОРТ И ДОРОГИ

По-моему, красивее всего написано про транспорт. Цитирую: «Приоритет в развитии общественного транспорта будет отдан самому экологическому транспорту – троллейбусам. Произойдет коренная реконструкция движения городского электротранспорта. Будет организовано движение троллейбусов со значительным увеличением подвижного состава. Скоростные троллейбусы с комфортными салонами заменят снующие по улицам маршрутки. Будут обновлены контактные сети, скорость движения троллейбусов увеличится. Маршруты будут более короткие и обслуживать места с наиболее интенсивными пассажиропотоками.

На первом этапе будет проложено 57,3 км. новых троллейбусных линий, планируется открыть 12 новых маршрутов, запустить скоростной троллейбус по ул. Татищева, который будет доставлять студентов из одной части города в другую. Согласно стратегическому плану будет построено новое троллейбусное депо на 300 единиц подвижного состава.

Именно общественный транспорт большой вместимости (троллейбусы и автобусы) должен лидировать на астраханских улицах через 10 лет».

А что сегодня мы видим на наших улицах?

- Общественный транспорт в Астрахани будто есть, но его нет на самом деле… Стыдно жить с маршрутками. Они рано или поздно уйдут с улиц Астрахани, а на замену им придет транспорт большой вместимости. Астрахань уникальный город, где не могут наладить общественный транспорт на протяжении многих лет. Надо понимать, где мы будет брать транспорт большой вместимости, и волевым решением это сделать. (М. Пермякова, глава МО «Город Астрахань», пресс-конференция 24.12.2020г.)

Волевые мужчины за 10 лет уничтожили и трамваи, и троллейбусы, и почти все автобусы большой вместимости. Будем надеяться на женщину. Может быть, к 2035 г. справится.

Согласно стратегическому плану в Астрахани планировалось капитально отремонтировать и реконструировать все основные магистрали улиц Калинина, С. Перовской, Куликова, Яблочкова…, построить скоростную магистраль беспрерывного движения, организовать транспортный узел в районе Больших Исад… Увеличить пропускную способность городских дорог за счет капитальной реконструкции проезжей части и перераспределения потоков по вновь открываемым магистралям. Главное – резко уменьшить разросшееся количество маршрутных такси, заменив их крупногабаритными автобусами и троллейбусами.

Недавно в Астрахани создали ещё одну бюрократическую структуру – Центр управления регионом. В этот Центр можно сообщить о любой кричащей проблеме, чтобы её немедленно решили. Меньше чем за неделю туда поступило 900 заявлений, из них – 352 жалобы на дороги и мосты.

Половина дорог в Астрахани – грунтовые до сих пор. Какие уж тут магистрали! Жидкая грязь весной и осенью, сухая в жару, мерзлая в мороз. А что творится этой зимой! Сводки, как с рокады. Не только ухабы, рытвины, ручьи и реки, но ещё и глыбы льда не только на грунтовых дорогах.

- Машина скорой помощи застряла во льду в районе Больших Исад. Вызволяли неравнодушные граждане методом раскачки. Каково было больному?

- Машины проваливаются под лёд, оставляют на дороге колеса.

- Новенький «Солярис» насмерть примерз к земле.

- На повороте в сторону ул. Медиков – ОДКБ им. Селищевой одна из машин губернаторского кортежа «села на брюхо, не преодолев глыбы льда». Толкать застрявшее авто пришлось охранникам.

- Невозможно проехать по улицам Кирова, Безжонова, 1-й Котельной, 4-й Дорожной, Орехово-Зуевской.

Такими комментариями пестрит интернет.

К непроезжим дорогам добавляются непроезжие мосты. Жуткие пробки в районе Аэропортовского моста, например. Даже введен режим ЧС.

Но это не значит: сегодня объявлена чрезвычайная ситуация, и сегодня же ремонтники в круглосуточном режиме «разруливают» ситуацию. Нет! Сейчас готовятся необходимые документы, контракт в стадии заключения. А там может случиться, как с Милицейским мостом: пришлось подрядчика менять. Мостов в городе 46, 9 из них требуют ремонта. Добираться на работу и с работы всё труднее. Не согревает в мороз и сладкая сказка «Стратегия-2020». "К 2020 г. в Астрахани … оборудуют остановочные комплексы информационными панелями, отслеживающими движение транспорта в реальном времени…»

13004ВОДА

«Главная задача Астрводоканала – модернизировать огромное неповоротливое хозяйство, сделать его более чистым и безопасным. Установить блоки ультрафиолетового обеззараживания воды на очистных сооружениях и перейти на использование гипохлорита натрия вместо хлора.

Для исправной бесперебойной работы системы водоснабжения закольцевать левобережную и правобережную системы водопровода с помощью дюкерного перехода через Волгу. Установить оборудование озонирования воды, которая позволит справиться с неприятным вкусом и запахом воды даже в самую жаркую погоду» («Стратегия-2020»).

- Износ водопроводных сетей составляет 90%. Это причина массовых аварий на водопроводных сетях города. Чтобы их устранить, элементарно не хватает рабочих рук и техники. В общей сложности нужно отремонтировать или заменить 2 тысячи километров водопроводных труб. (В ноябре на сайте Водоканал отчитался, что заменено два километра трубопроводов).

Это из отчета перед депутатами Гордумы исполняющего обязанности гендиректора Астраводоканала И. Алейникова в декабре 2020 г.

Комментарии, по-моему, не требуются.

13006ЖИЛЬЕ

«К 2020 г. будет снесен весь ветхий фонд и застроен каждый пустырь»… («Стратегия 2020»).

-… Ветхий и аварийный фонд. И ладно бы деревянные развалюхи, от них город постепенно избавляется. Но у нас начинают «сыпаться» кирпичные и блочные дома, давно отжившие все положенные сроки. Конечно же, решение этой проблемы мы не потянем. В 2022 г. завершится программа расселения из ветхого и аварийного жилья. В Москве уже работают над программой на 2022-2025 гг. Мы непременно должны в неё попасть. У нас в этом году переселение велось только за счет выкупа жилья.

На следующий год планируем покупать 10% нового муниципального жилья у застройщиков (М. Пермякова. Интервью, декабрь 2020 г.)

Как видим, до сноса «всего ветхого фонда» очень далеко, хотя построено за 10 лет жилья немало. Целые микрорайоны. Но для кого? Рабочий люд в Астрахани нищает, безработица растет. Приобретать жилье даже по льготной ипотеке очень немногим по карману. Слышала в маршрутке разговор: «Вот все «хрущёвки» ругают. Мы были молодые, получили бесплатно от «Стекловолокна» двухкомнатную квартиру, сына в ней вырастили, а внуку на студию всей родней собирали два миллиона, чтобы в кредитное рабство не лез».

13007ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ

«Солнечные панели будут широко использоваться для освещения периферийных участков городской территории, а также в качестве аварийного освещения…

Использование в городе электромобилей с использованием солнечных панелей для зарядки аккумуляторов… снизит электропотребление и улучшит транспортное обслуживание населения". («Стратегия-2020»).

Наверное, где-то в городе используются солнечные панели. Электромобили, правда, не попадались (они должны ходить от пл. К. Маркса, по Псковской, Бакинской улицам).

Большинство горожан получает электроэнергию по линиям электропередач советского времени. Содержать их в порядке «эффективные менеджеры», наследники Чубайса, особого рвения не проявляют. У них к другому рвение – к повышению тарифов. Об этом никогда не забывают. А линии? Линии в аварийном состоянии.

- На улице Фиолетова упали опоры (столбы), под ними нашли целое озеро.

-11 ноября 2020 г. прямо на грузовую машину упал опорный столб электропередачи в Военном городке.

Подобных сообщений и в региональной печати, и в интернете немало.

Подача электроэнергии ненадлежащего напряжения, отключения электроэнергии – частое явление. И конца этому не видно.

ЭПИЛОГ

Газетная площадь не позволяет рассмотреть все разделы «Стратегии-2020». Но поверьте, они такие же сказочные, как те, что мы процитировали.

Обратим внимание на то, к какому выводу пришли «стратеги»: «В 2020 г. Астрахань станет молодой и красивой. В семьях родится много детей, жизнь горожан станет комфортнее, и они с оптимизмом будут смотреть в будущее. Астраханцев станет на 14 тысяч больше, а средняя продолжительность жизни вырастет на восемь (!) лет…».

Данных о динамике числа жителей г. Астрахани я не нашла, к сожалению, а по области обстановка, по данным Астраханьстата, такая: за период с января по март 2019 смертность превышала рождаемость на 95 человек, за этот же период 2020 г. естественная убыль – 525 человек (родилось 2499 малышей, умерло астраханцев 3024).

Астраханцев становится меньше. Не выручает и миграция. В феврале 2020 г. прибыло в нашу область 1511 человек, покинуло 1939 (более поздних данных не было).

И детей много, увы, не рождается, и оптимизма особого не наблюдается. Специалисты портала «Домофонд» провели опрос среди жителей многих городов России, выясняя их отношение к месту своего проживания. При подведении итогов (30.08.2019 г.) Астрахань оказалась в тройке самых грязных, беднейших, мало пригодных для безопасной жизни городов.

И вот, при выполнении «Стратегии-2020» с точностью до наоборот, послушное большинство депутатов от ЕР принимает «Стратегию-2035»: будут улучшены и модернизированы инженерные и транспортные инфраструктуры, область будет на 100% газифицирована, все школы будут работать в одну смену, 98% населения области будет обеспечено питьевой водой, продолжительность жизни астраханцев составит 79,9 лет. Увеличение продолжительности жизни произойдет не только за счет повышения качества медицинского обслуживания, но и за счет того, что большинство астраханцев будет вести здоровый образ жизни.

Мы и сейчас готовы вести здоровый образ жизни, да, простите за откровенность, завшивели (летом область по педикулёзу занимала третье место в России). При 15% астраханского жилого фонда, не имеющего горячего водоснабжения, под вашим чутким руководством, стратеги, на весь город осталась одна общественная баня. По этому показателю мы на весь мир прославились: Астраханцы вынуждены были 17.12.2020 г. обратиться лично к В.В. Путину с просьбой помочь им открыть бани. Видеоролики разместили в интернете.

«Отличная» реклама для столицы Каспия.

Так хочется вернуться в 60-70-е годы ХХ века. Помыться после рабочего дня в душевой родного предприятия (теперь нет ни предприятий, ни их душевых), а в выходной попариться хоть в Черновой, хоть в Столяровой, хоть в любой другой бане.

Доехать за 3 копейки на трамвае или за 5 копеек на троллейбусе в любую точку города. Вечером погулять на набережной Волги, полюбоваться красавцами теплоходами с туристами, которые иногда чалились в несколько рядов.

В отпуск махнуть на АН-2 за 2 р. 40 коп. в Тишково или на «Ракете» с ветерком в Селитренное на рыбалку. Можно на экскурсию хоть в Ленинград, хоть в Ригу по профсоюзной путевке, захватив в качестве астараханского сувенира новым друзьям баночек десять стограммовых черной икры по цене 1 руб. 10 коп.

Всё это было так доступно, казалось таким обыденным, что мы поверили болтунам из вражеского стана: всё это тоталитаризм, особенно плановая экономика. Вот будет не государство хозяин, а каждый из вас станет акционером предприятия – вот заживете!

Вот и живем, радуемся, читая сказки «стратегов».