30010Завершается год науки и технологий

Президент РФ В.В. Путин оценивает советскую социалистическую экономику как крайне неэффективную: «Только и производили резиновые галоши для Африки».

Давайте вспомним одну советскую «галошу».

20 ноября 1953 г. Совет Министров СССР принял решение о строительстве ледокола с ядерной силовой установкой для проводки караванов судов по Северному морскому пути. Научным руководителем проекта был назначен академик А.Л. Александров, главным конструктором – В.И. Неганов (ЦКБ-11).

В 1955 г. задание по проектированию было выполнено. Летом 1956 г. в Ленинграде на судостроительном заводе им А. Марти началось строительство гражданского надводного судна, на котором главным источником энергии была ядерная силовая установка.

Для строительства атомохода разработали десятки новых технологий, создано более 150 новых образцов оборудования, 76 новых типов механизмов. В строительстве уникального корабля принимали участие более 500 предприятий СССР.

5 декабря 1957 г. атомоход спущен на воду, а в августе 1959 г. начались ходовые испытания. 3 декабря 1959 г. атомный ледокол, которому дали имя «Ленин» был сдан в эксплуатацию. Порт приписки – Мурманск.

Основные характеристики: водоизмещение (без балласта) – 16 тыс. тонн., мощность гл. турбин 32,4 Мвт (44 тыс. л.с), наибольшая длина 134 м., ширина 27,6 м., высота борта 16, 1 м., скорость хода по чистой воде 18 узлов (33,3 км/ч). Имеются две автономные вспомогательные электростанции, взлетно-посадочная площадка для вертолетов ледовой разведки. Управление механизмами, устройствами, системами – дистанционное.

Экипажу созданы комфортные условия для длительного арктического плавания: удобные каюты, библиотека, кинозал, сауна и другое.

За тридцать лет безупречной службы первый в мире советский атомоход прошел более 654 тыс. миль, большей частью во льдах, показал отличную ледопроходимость и полную радиационную безопасность для экипажа и окружающей среды. С 1961 по 2001 гг. капитаном этого уникального судна был Борис Михайлович Соколов, Герой Социалистического Труда.

США первыми одарили мир атомной бомбой, тоталитарный СССР – «мирным атомом» - первой в мире атомной электростанцией, атомным ледоколом. Были и другие «галоши»: первый искусственный спутник Земли, первый космический корабль с человеком на борту, первый в мире луноход, трансформаторы 560 МВА (их покупали США), наше оборудование к линиям электропередачи, которым не было равных по протяженности и напряжению. Не только в Африку, а в 130 стран поставлял СССР «галоши», созданные талантом наших ученых, конструкторов, инженеров, рабочих.

Для сравнения. В 2016 г. В.В. Путин дал распоряжение построить круизный лайнер для туристических маршрутов по Волге, Каспию и Черному морю. В августе 2016 г. на СРЗ «Лотос» по заказу Московского речного пароходства был заложен типовой четырехпалубный дизель-электроход на 310 пассажиров (длина 140,9 м., ширина 16,6 м.). В настоящее время судно спущено на воду для ходовых испытаний и отделки внутренних помещений. О сроках сдачи в эксплуатацию известий пока нет. Не был замечен «Петр Великий» ни на Каспии, ни в Черном море.

Чья же «галоша» весомее? Шесть лет понадобилось «неэффективной» соцэкономике, чтобы спроектировать, построить, сдать в эксплуатацию то, чего никто никогда в мире не создавал – гражданское надводное ледокольное судно на атомном ходу. И более пяти лет 60 месяцев «эффективные менеджеры» строят и никак не достроят по готовому проекту корабль-гостиницу.

Заканчивается год науки и технологий. Современного научно-технического уровня объекты, сданные в этом году, в основном те, что помогают более эффективно вывозить богатство России: туннели, терминалы в морских портах, трубопроводы. Нескончаемым потоком текут за рубеж российские пшеница, рожь, кукуруза, минеральные удобрения, лес, уголь, нефть, газ, алюминий, титан.