13008Смейтесь на здоровье — вместе с героями Аркадия Райкина! Ведь, как говорил наш великий сатирик, «чувство юмора — прекрасное чувство»!

В Астраханском театре юного зрителя новый год начался с новых спектаклей! Работали оба зала. В красном шла детская новогодняя сказка «В гостях у метелицы». А в синем — спектакль для молодёжи и старшего поколения «Смех не грех» по миниатюрам Аркадия Райкина.

Этот культурно-просветительский проект осуществлён при поддержке дочери Аркадия Исааковича, заслуженной артистки РСФСР Екатерины Райкиной. Спектакль посвящён 110-летию со дня рождения выдающегося советского юмориста, актёра театра, эстрады, кино, конферансье, театрального режиссёра, народного артиста СССР Аркадия Райкина.

Жанр — эстрадный спектакль, юмористический фейерверк! Автор инсценировки, режиссёр-постановщик и исполнитель главной роли — актёр театра Дмитрий Юницкий. Это его режиссёрский дебют.

Мы все родом из детства. То, что заложено в нас с самого юного возраста нашими родителями, бабушками и дедушками, остаётся на всю жизнь, а часто и определяет наш дальнейший путь. Как рассказал на пресс-конференции перед открытой репетицией Дмитрий Юницкий, миниатюры Аркадия Райкина он с детства знал наизусть, — у дедушки было много пластинок с записями Райкина и других юмористов, их часто слушали всей семьёй. В одиннадцать лет Дима Юницкий в школе со своими друзьями ставил сценки из репертуара Аркадия Райкина. Правда, ему всегда мешало одно обстоятельство: его партнёры по сцене ну никак не могли сдержать смех во время действия! Смеялись и зрители, и сами артисты! А директор школы хохотал до слёз, когда смотрел знаменитую миниатюру про грузина Горидзе по имени Авас и тупого доцента!

«Я и профессию актёра выбрал, можно сказать, под влиянием творчества Аркадия Райкина», — рассказал Дмитрий.

Когда я его слушала, мне показалось, что он даже похож на Аркадия Райкина. А его коллеги в ответ на мою реплику пошутили: «Так в образ вошёл»! Сбылась детская мечта — он поставил спектакль по миниатюрам своего кумира!

Решение включить такой спектакль в репертуар театра пришло не сразу. Было много вопросов. Один из главных: знает ли современная молодёжь творчество Аркадия Райкина, будут ли близки его миниатюры сегодняшним юношам и девушкам так, как они были близки нам и нашим родителям? Ответ можно увидеть на афише премьерных показов на сайте театра: «Все билеты проданы»! Это ли не свидетельство нестареющей популярности Аркадия Райкина и возрождения живого интереса к его наследию?

Как сказал художественный руководитель театра, заслуженный артист России Сергей Тараскин, этот спектакль — своего рода вызов современной эстраде и телевидению с его многочисленными юмористическими передачами, в которых преобладают туповатые, плоские, а то и пошлые шутки. Стремление противопоставить этому настоящий, интеллектуальный, тонкий юмор. А сюжеты «на злобу дня», написанные для театра Аркадия Райкина много лет назад, созданные им образы и сейчас современны!

В труппе Астраханского ТЮЗа много молодых талантливых актёров. Выяснилось, что они не были достаточно знакомы с творчеством Аркадия Райкина, — что-то недодали педагоги во время учёбы, что-то просто пролетело мимо по молодости лет. Этот пробел пришлось заполнять в процессе работы. Актёр Михаил Цепляев рассказал, как он буквально открывал для себя Аркадия Райкина: «Смотрели видеозаписи концертов, слушали старые аудиозаписи. Такое глубокое изучение его творчества очень обогащает! Конечно, сравнивали с современными юмористическими передачами. Тогда называли миниатюра, сегодня скетч, тогда монолог, сегодня — стендап. Сейчас, к сожалению, по телевидению идёт поток юмора невысокого качества. А Райкин — это великий мастер, и у него надо учиться!»

Среди авторов, с которыми работал Аркадий Райкин, были известные советские писатели-юмористы: М. Зощенко, М. Жванецкий, В. Ардов, С. Альтов, М. Мишин и другие. Сейчас многие театры при постановке спектаклей сталкиваются с такими вопросами как авторские права, права наследников на литературные и художественные произведения и тому подобное. Не могла не задать вопрос: не возникли ли такие проблемы при постановке этого спектакля? Художественный руководитель театра С.В. Тараскин ответил, что в этом вопросе было полное понимание и поддержка со стороны Екатерины Аркадьевны Райкиной.

Аркадия Райкина называли — «человек с тысячью лиц». В новом спектакле Астраханского ТЮЗа мы увидели лишь некоторые его персонажи. Многое осталось за кадром хроники и за кулисами: знаменитые маски Аркадия Райкина, костюмы, сшитые по особой технологии, чтобы их можно было мгновенно снимать и надевать, искусство костюмеров, которые помогали в переодеваниях и перевоплощениях. Но знаменитый макинтош со шляпой присутствуют! И телефон, и другой реквизит той эпохи, который, кстати, принесли в театр зрители!

У режиссёра не было задачи в точности воспроизвести, повторить творчество Аркадия Райкина, создать его портрет, потому что он, конечно же, неповторим. Но атмосфера его миниатюр, его интонации, острая сатира, гротеск и одновременно с этим мягкий юмор, его сюжеты и образы, — смешные, грустные, трогательные, жизненные и всегда современные, — это удалось! Когда в финале актёры вышли на поклон, было заметно их волнение и то, как трепетно они отнеслись к наследию великого мастера и к своей новой работе! Зрители были тоже растроганы. И, конечно же, среди них присутствовал тот самый, «добрый зритель в девятом ряду»!

Спектакль короткий, одноактный, — в соответствии с форматом эстрадного спектакля. В него вошла лишь небольшая часть миниатюр из репертуара Аркадия Райкина. Но, возможно, это лишь начало? И вскоре родится целая серия таких спектаклей? А пока хочется сказать фразой героя из знаменитой миниатюры «Серое вещество»: «Спа-си-бо, Дима!» Это он, правда, Менделееву, но не важно!