18013В этом году исполняется 350 лет со дня рождения первого русского императора Петра I и 300 лет его пребывания в нашем крае.

Несмотря на противоречивость его преобразовательской деятельности, «варварские методы», которыми они проводились, реформы его были исторически неизбежны, прогрессивны и имели великое историческое значение.

В нашем крае он провел два месяца. А сколько было сделано!

Астрахань – «ворота в страны полуденные»

С самого начала своей государственной деятельности Петр I придавал важное значение Астрахани, городу в устье главной в том время судоходной реки. Рядом – Каспийское море – дорога к Персии и дальше, вплоть до Индии. Сухопутные караванные  тропы от этого города вели в Среднюю Азию. Астрахань – важнейший пункт в политическом и экономическом отношениях. Глава государства на протяжении всей своей жизни заботился об изучении, развитии и обороне города и всей губернии.

В 1720 г. он шлет Указ губернатору Артемию Валынскому: 1. Завести в Астрахани аптекарский огород и оранжереи. 2. Завести овчарные заводы. Использовать овчаров из Шлезии. 3. Увеличить площади под виноградниками, «из того винограда делать горячее вино». 4. «Посылать в горы и другие места для бобров и для барсов, чтоб их покупать и присылать в Санкт-Петербург, также присылать прочих зверей, которые куриозны». 5. Купить в Персии 15 пар буйволов. 6. Кожи калмыцких больших быков на сторону не продавать, а покупать из казны и посылать в Казань на кожевенные заводы. 7. «Солить рыб (подробно описывает, как это делать – Т.К.) для отпуску за море». 8. Присылать в Санкт-Петербург чинаровые, ореховые, лимонные, гранатовые, палисандровые, кипарисовые деревья. 9. При Астрахани и в других местах, где степи, сажать дубовые желуди. 10. Завести чистых лошадей от персидских жеребцов и черкесских кобыл. 11. Переписать всех недорослей. Неграмотных учить…»

«До всего он коснулся своими широкими планами» (Н. Леонтьев, историк-краевед).

По указанию Петра началось в нашем крае разведение хлопчатника, развитие шелководства. За тутовыми деревьями устанавливался строгий надзор («грозить за уничтожение тутовых деревьев смертной казнью»). Впоследствии самыми крупными шелковыми заводами стали Ахтубинские. Все рыбные угодья были переданы под особое управление Рыбной конторы, что значительно увеличило поступление средств в казну от добычи рыбы. Вникал в мыловаренное производство и селитренное. Для изготовления пороха требовалось огромное количество селитры. При Петре I селитренные заводы Астраханской губернии давали более половины этого продукта в России.

После побед, одержанных русской армией и регулярным военно-морским флотом при Гангуте, у озера Эзель и при Гренгаме в ходе Северной войны, Россия прочно утвердилась на берегах Балтики, получив возможность экономических политических и иных связей с Западной Европой.

Но не менее важны и связи со странами Востока. Пути туда лежали через наш край. Исследованию его Петр I придавал не меньшее значение, чем развитию экономики и укреплению обороноспособности.

Естественно-исторические изыскания велись под руководством ученого Шобера. У Петра I была мечта: соединить в единую водную судоходную систему все реки Европы, а по Волге и Каспию создать водный путь в Среднюю Азию и Индию.

Подробнейшим образом изучить Каспий, создать его точную карту. Точности карт Петр придавал особо важное значение. По Каспийскому морю-озеру русы плавали издревле. В 880 г. они были у острова Абезгун, в 909 появились там снова, а затем направились в полуострову Анжиле (по данным арабского ученого Масуди). В 913 г. дружины князя Игоря на набойных ладьях совершили поход к странам Прикаспия. Об этом есть сведения в русских летописях. Морские походы русских дружин по Каспию не прерывались вплоть до татаро-монгольского нашествия. Завоеватели надолго закрыли нам выход в это море. Изучать его пришлось заново. Было организовано несколько экспедиций. Наибольшие результаты принесли исследования под руководством князя Александра Бековича Черкасского и морехода, гидрографа Федора Ивановича Соймонова, который плавал по Каспию в течение 1715-1720 гг.  1724-1727 гг.

В 1716 г. вдоль восточных берегов заложили несколько крепостей.

1717 г. – сухопутный поход на Хиву. Две тысячи человек экспедиции. На верблюдах, телегах, арбах везли товары и припасы. Охрана – эскадрон драгун, яицкие и гребенские казаки. Сам Черкасский со строителями и двумя пехотными полками двинулись из Гурьева морем.

Этой экспедиции предстояло не только разведать возможные речные пути и пути через Хиву в Индию, но и постараться склонить к дружбе с Россией бухарского эмира.

Поход проходил в тяжелейших условиях. Не хватало воды. Пало много лошадей. Несмотря на уверения русских о том, что они мирные послы, на их отряд не раз нападали хивинские войска. А затем предательски добившись разделения экспедиции на несколько частей, обезоружили казаков, многих убили. Самого Александра Бековича и астраханца-переводчика Заманова, а также Кирьяна Экономова схватили у самого шатра Шир-Газы (русские хотели убедить его не совершать зла). Тут же обезглавили, сняли с них кожу, набили её сенной трухой, одели в мундиры и поставили у ворот дворца. Голову Черкасского хан послал в дар бухарскому эмиру.

- Видно ваш хан людоед. Вези этот дар обратно, так не поступают с гостем и послом.

Трагическая судьба этой экспедиции (как и многие другие события эпохи Петра I) нашла отражение в народных песнях:

Как посланником царя был князь Бекович,

И сказал он нам всем словечушко,

Что поход будет нам труднехонек:

На пути своем не встретим речушек –

Одна гола степь без дороженек...

Но подробная карта Каспийского моря была составлена. В свою первую экспедицию (1715 г.) Черкасский сделал открытие: В Балахнинском заливе нашли пересохшее устье узбоя-Актам. Правда, ошибочно приняли его за пересохшее устье Аму-Дарьи.

Во время пребывания в Париже в 1717 г. Петр I интересовался многим: посетил несколько фабрик, мозаичную мастерскую, кабинет редкостей, вместе с королем смотрел балет «Очарованная Армида», комедию «Притворный адвокат», беседовал с учеными в частности, с Реомюром. Перед отъездом был на заседании парламента.

После официальных дебатов королевский прокурор, сняв шляпу, пышно приветствовал русского императора. Затем ему был предподнесен диплом Парижской академии наук за карту Каспийского моря.

- Это благодаря трудам Бековича и Соймонова мы академики, - сказал он в частной беседе.

После походов на Азов у Петра I возник план соединения для судоходства бассейнов Черного и Каспийского морей, для чего прорыть канал между Доном и Волгой. Он, конечно, знал, что не ему первому пришла в голову эта мысль. Знал, что с древних времен русы свои суда волоком перетаскивали с Дона на Волгу, а потом двигались в восточные страны по Каспию. Казаки для своих набегов пользовались этим путем частенько. А вор Стенька Разин так допек своим разбоем персов, что они послали против него флотилию из 70 кораблей с пушками. Разинцы разбили эту армаду наголову у острова Свиной. А были они на 24 стругах. Знал и то, что турки начинали рыть этот канал в 1595 г. при султане Селиме II, но строительство не было завершено. Петр I полагал, что неудача постигла турецких строителей из-за того, что у них не было достаточно опытных проектировщиков. Он сам лично исследовал устье Дона и берега Азовского моря, пригласил для проектирования европейских ученых.

В 1696 г. проект был готов. Петр отправил его для обсуждения в Парижскую академию наук, где он был одобрен. В 1697 г. на трассе канала начались работы. В 1701 г. некоторые шлюзы были почти готовы, трасса наполовину вырыта. Но война со Швецией затянулась, требовала всё новых людей и ресурсов. Работы пришлось прекратить. Однако был сооружен Ладожский канал, а затем система Вышневолоцких каналов. Стало возможным по Волге доплыть до Петербурга, то есть теперь можно было напрямую торговать с Западом и Востоком. Продолжались поиски наиболее безопасных путей в Индию. Собирались любые сведения о караванных дорогах, исчезнувшие реках, городах. Ещё в 17 веке из Астрахани в Индию вела большая караванная дорога. «И всего от Астрахани до Индийского города Джанабату (Дели) сим путем без простою 4 месяца две недели верблюжьим ходом. А есть путь из Астрахани через персидскую шахову землю в Индию, только будет долее, тяжелее, убыточнее».

В 1694 г. Петр I отправляет в Индию посольство во главе с купцом Семеном Маленьким.

Из астраханцев подобрали целовальника (спецпредставителя царя) толмача (переводчика), конвой. Послам удалось достичь Дели, представиться Великому Моголу. Поручение было выполнено. Но на обратном пути в Персидском заливе попали в руки пиратов. В живых остался и сумел вернуться на Родину только астраханец Иван Севрин.

Много нового узнали россияне благодаря неуемной любознательности императора.

 

Пребывание Петра I в Астрахани до Персидского похода

Астраханская губерния была основана в 1717 г. Простиралась от предгорий Кавказа (Кизляр, Терек) до Симбирска (ныне Ульяновск), на востоке включала Гурьев.

В государствах, соседних с ней, было неспокойно. В Персии – междоусобные войны. Турки вторглись в её пределы, стремясь закрепиться на южном побережье Каспия, и грозились захватить Грузию. Губернатор Волынский докладывал императору, что грузинский царь Вахтанг VI просит защитить христиан, живущих на Кавказе, и предлагает начать военные действия против Персии. С просьбой помочь армянскому народу неоднократно обращался в Коллегию иностранных дел России владетель Минас Вардапед. Большим опасностям подвергались русские купцы, торговавшие с прикаспийскими странами. Грабили их и шайки персидских разбойников, и абреки кавказских княжеств.

По мнению Петра I, спокойствие в этом крае и прочные связи с восточными государствами возможны, если юг России будет защищать на Каспии мощный флот. Но его не было. Самодержец повелевает: «Каспийской флотилии быть!» В Верховьях Волги для неё строят сотни судов, больших и малых. И уже 15 мая 1722 г. по Москве-реке отправилась Низовая флотилия в Астрахань. Через 8 дней были в Нижнем Новгороде. Петр I осмотрел строящиеся суда. Многие были не готовы. Он приказывает спустить на воду все корабли, которые осмолены. Строить каюты, устанавливать пушки в ходе плавания. Небывалый случай в кораблестроении.

«В Саратове явился к Петру I 80-летний Аюк-хан калмыцкий. Петр обласкал его и ханшу. Подарил ему часы, парчу etc…, а у него попросил несколько тысяч калмыков для своего похода.» (А.С, Пушкин, История Петра I). И. Бондаренко в книге «Времен минувших отраженье» пишет, что Петр I встречался с Аюкой ещё раз, уже во время пребывания в Астрахани. Петр был в гостях в урочище хана. Русского императора встретили с большой пышностью. Были уточнены цели, задачи калмыцкого войска во время похода, решены спорные вопросы, полностью удовлетворены желания монарха как можно больше узнать о быте калмыцкого народа, его религии, обычаях, познакомиться с воинским мастерством.

Его наш самодержец оценил высоко, посмотрев один прием лучников: выстроившись, они пустили вверх стрелы, которые, упав на землю, образовали круг, в центре его оказались наш царь и калмыцкий хан. В конце Петр I подарил Аюке саблю. «Эта сабля и эти стрелы всегда будут готовы на поражение врагов России», - твердо заверил Аюка» (И. Бондаренко).

15 июня флотилия прибыла в Астрахань. Марсельные корабли встали на якорь на Волге, а островские лодки (лодки для высадки десанта) и ластовые (грузовые) суда вошли в Кутум. Солдат разместили в отстроенном лагере.

Тысячи астраханцев встречали эскадру. Крики «ура», праздничный колокольный звон. На ступеньках Успенского собора встречал императора и его спутников епископ Иоаким, затем отслужили молебен в честь благополучного прибытия.

Величественный Успенский собор восхитил императора: «Во всем государстве нет такого храма!». Осмотрел икону с изображением Сергия Радонежского, которую подарил городу фельдмаршал Шереметьев.

Петр Алексеевич поднялся на Пречистенскую колокольню, знакомился с городом, изучая его сквозь подзорную трубу.

Что он увидел? Безбрежные заволжские дали, Волгу с лесом мачт, десятками судов. Она плескалась прямо у стен Кремля. Здесь же Государева пристань, дальше деловой двор с причалами и доками. С востока к Кремлю примыкал Белый город с 12 башнями на стенах. На берегах Кутума – склады промышленников и купцов. На юго-восток и юго-запад – утопающие в садах слободы. Их окружала стена Земляного города. В центре – массивные каменные гостиные дворы: Русский, Индийский, Армянский, Персидский. Возле них торговые ряды. Сверкали купола православных храмов, рвались в небо стрелы мусульманских минаретов, изумляли своеобразием архитектуры католические церкви, индийские кумирни.

Величественен был вид города сверху. Но внизу… Чуть дальше центра – тесные, неопрятные, заболоченные улицы.

Петр I велел их замостить. Для этого приказал Волынскому оповестить шкиперов и лоцманов, ведущих суда в Астрахань, обязательно привозить несколько пудов кирпича или булыжников. Особенно заболочена была южная часть города. Петр предложил её осушить. Для этого прорыть от Волги до Кутума канал, который стал бы естественным дренажом. Этот замысел его был осуществлен только в 1838 г. Чистота русел малых рек очень заботила монарха. Одно из указаний Волынскому гласило: «В протоке, протекающей из Волги-реки в Кутумову реку, проход очищать во все зимы граблями, для чего сделать 12 грабель железных по данным чертежам. Близ вышереченного устья угол фашинный сделать, дабы воротить быстроту Волги и чтоб не заносило песком устья.» Поражает объем знаний и практическая сметка в одном этом указании. А сколько их было за не очень-то и долгие 53 года его жизни!.

Почти каждый день Петр I на яхте по Кутуму поднимался к Кремлю. В губернской канцелярии решал со своими сподвижниками неотложные дела. Иногда на яхте осматривал окрестности города, сады, особенно внимательно виноградники, где были высажены венгерский и рейнский сорта.

Специально для Петра I построили дворец в лучшем саду города – замановском. (Сад принадлежал стольнику, князю М.Б. Заманову). Здесь бывали многие «птенцы гнезда Петрова». Капитан-лейтенант Соймонов, капитан Верден, адмирал Апраксин, тайный советник Толстой, князь Дмитрий Кантемир, которого Петр I очень ценил за прямоту, честность и огромные знания. Князь владел несколькими языками, был членом Берлинской академии. В походе заведовал турецкой типографией, составлял манифесты к горским народам. В этом дворце читал свои вирши ученик астраханской латинской школы Василий Тредиаковский, будущий первый русский академик, один из основоположников русского стихосложения и русской грамматики. В Ленинграде, в Пушкинском доме, хранится рукописная грамматика с автографом «Ученик латинских школ Василиус Тредиаковиус… 1721 г».

Устраивались и развлечения: выступали певцы, танцоры, гудошники, габоисты, острили карлики. Принимали участие в увеселениях арап П. Сундуков, калмычата, подаренные царю Волынским. В свободное время Петр I работал вместе с садовниками: помогал копать, сажать деревья, объяснял, как устроить поливную машину.

С первого дня прибытия в Астрахань круглосуточно шла энергичная подготовка к походу. Все суда тщательно осмотрели. Островские лодки вытащили на берег, проконопатили. Те корабли, что требовали ремонта, - отремонтировали; те, которые нужно было достроить – достроили. Ластовые суда загружались. «На берегах Кутума появились новые кузницы. Кипела смола, стучали топоры, молоты» (А. Марков).

Не хватало рабочих рук. Направили на адмиралтейские работы колодников из астраханского острога. Из ратуши, с кружечного двора, с виноградников забрали всех бондарей, чтобы изготавливать бочки для хранения в походе питьевой воды (бочек требовалось больше тысячи).

В считанные месяцы была создана боеспособная флотилия, готовая к серьезным сражениям. Основной базой её Петр I определяет Астрахань, хотя наиболее удобной бухтой для стоянки кораблей была Бакинская.

Но именно в Астрахани по указу его оборудовали более удобную пристань, построили большую верфь, казармы. «При Астраханском порте для военной службы содержать адмиралтейство и морских адмиралтейских служителей и для того построить казармы на осмотренном под строение способном месте» (Указ от ноября 1722 г.)

«Волынскому было приказано основать у Четырех Бугров лоцманскую службу и урочище» (А. Маковский, Б. Радоченко, Каспийская Краснознаменная). Год рождения Каспийской флотилии – 1722.