04007Жизнь и деяния двух великих сынов русского народа описаны так полно, что кажется - добавить больше нечего. Я имею в виду Александра Сергеевича Пушкина и Владимира Ильича Ленина.

Практически расписан каждый день их жизни. Историей жизни и деятельности Владимира Ильича после его смерти занимался огромный гуманитарный институт с неограниченными возможностями, жизнь и творчество Александра Сергеевича буквально с середины XIX века изучали лучшие интеллектуалы земли Русской. О поэте сказано вроде бы все. И думается мне, что не нам, грешным, можно написать что-то уместное после трудов П.В. Анненкова, С.А. Венгерова, Ю.Н. Тынянова, П.Е. Щёголева, Н.П. Смирнова-Сокольского и многих, многих других. Но всё же постараюсь взять на себя этот непосильный труд и ко дню рождения великого поэта поделиться с читателями своими размышлениями, связанными с Александром Сергеевичем, Россией и нами.

Постановлением ВЦИК СССР от 16 декабря 1935 года был учреждён Всесоюзный Пушкинский комитет под председательством Максима Горького, задачей которого стали организация и руководство мероприятиями по увековечению памяти Александра Сергеевича Пушкина. В 1937 году, к 100-летию гибели поэта, Пушкинские торжества в СССР прошли с небывалым размахом. Никогда до и никогда после в России, а возможно и в мире, не было таких грандиозных мероприятий, посвященных памяти национального поэта. А ведь только недавно некоторые пытались сбросить Пушкина с его пьедестала на свалку истории. Но страна менялась, левацкие лозунги, лишенные к этому времени всякой конструктивности, просто гибли под тяжелой поступью созидательных сталинских пятилеток. Наступило время строительства новой огромной страны, и только величайшие гении своего Отечества могли вселить в людей духовные силы на созидание великого государства.

Пушкин был именно таким гением. Он воплощал в себе народность и государственность, идеи революции и принципы необходимости обуздания анархии. Александр Сергеевич был тем, кто влиял на сознание людей с самого раннего возраста. Кто в детстве познакомился со сказками или поэмами Пушкина, в своем подавляющем большинстве не могли не любить Россию. Проще говоря, уже с детства поэт воспитывал патриотов своего Отечества. Это было и до 1917 года, но с 30-х годов произведения Пушкина начали выпускаться огромными тиражами, а неграмотность, характерная для царской России, была к этому времени почти искоренена большевиками, поэтому поэт практически вошел в каждый дом советского человека. Моя мама, рождённая в 1936 году, рассказывала мне, что в их семье, был большой том сочинений Пушкина, и в пятилетнем возрасте она знала содержание всех его сказок. И таких семей было не просто много, в Советском Союзе Пушкин по праву был самым читаемым автором.

А ведь читать было кого. Великие современники Пушкина, гениальная русская литература второй половины XIX и начала XX века, Горький, Маяковский, Есенин, - всё это много печатали. Но Пушкин был первым. И этого не оспаривал никто. Воистину «Пушкин – это наше всё». Незадолго до эпохального юбилея известный философ Г.П. Федотов в статье «Поэт Империи и Свободы», с изумлением глядя из Франции на расцветающий культ Поэта в СССР, ёмко подытоживал: «Возвращается Империя, возвращается и поэт Империи».

Скептики или ещё хуже – либералы, могут сказать: «Большевики все врали. Они создали образ Пушкина таким, каким он в действительности не был. Пушкин был монархистом, а его сделали чуть ли не социал-демократом. Пушкин был крепостником, а у большевиков он народный борец.  Да и вообще, он был созданием европейской культуры, не любил Россию, а у Сталина он патриот».  Ну что ответить на такое презренное лицемерие? Как-то я читал выложенные в интернете фашистские газеты, выпускаемые на оккупированной советской территории. И там писалось о Пушкине. Мне стало мерзко и противно читать. Эти выродки покусились на святое во мне. И я испытываю то же чувство, когда читаю или слышу критику, исходящую от современных либералов о том, что Сталин коварно использовал в своих интересах имя Пушкина. Как использовал? Он что, переделывал или не допечатывал тексты поэта, как это делалось при царях?  А выдающиеся советские литературоведы - В. Вересаев, В. Виноградов, С. Бонди - врали в своих фундаментальных работах?  Для всех этих ненавистников Советского Союза нет ничего святого, эти клеветники готовы продать родное Отечество своим западным хозяевам, тут всё дозволено. Ещё в 1831 году в своем знаменитом стихотворении «Клеветникам России» Пушкин сам ответил подобным господам: «О чем шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России?».

04008Но попробуем на цифрах и фактах показать отношение к нашему великому поэту в царской России, в Советском Союзе и в наше время. Если кто не знает, то до 1887 года Пушкина издавали мало, буквально несколько тысяч экземпляров, это объяснялось отчислениями издателей по закону авторского права. Государство Пушкина не издавало, а издатели относились к этому как к коммерческому проекту. В 1887 году вышло сразу три издания общим небольшим тиражом 15 тыс. экз. И надо ещё учесть, что в то время книги были в целом дорогие и малодоступные для большинства населения. С окончанием авторского права на сочинения А.С. Пушкина количество издаваемых экземпляров увеличилось, особенно в период с 1907 года по 1916 год, когда произведения Пушкина были напечатаны в количестве 5,1 млн. экземпляров. До 1917 года Александр Сергеевич издавался и в переводах на немногие национальные языки Российской империи в количестве всего 12 тыс. экз.

После революции, в одном лишь 1919 году, в пору гражданской войны и острого бумажного кризиса, произведения Пушкина были выпущены тиражом 750 тыс. экземпляров. Они печатались не только центральными, но и местными издательствами, Советами коммун, рабочими кооперативами - так велико было желание поскорее дать массовому читателю любимого поэта. С 1917 по 1947 год произведения Пушкина были изданы на 76 национальных языках общим тиражом 35.5 млн. экземпляров. К 1949 году эта цифра возросла уже до 45 млн. экз., а к 1962 году достигла 97 млн. Около 10 млн. книг было издано на 69 языках народов СССР (в том числе и на языках народов, не имевших до революции своей письменности). А вообще до 1982 года в СССР вышло 301,4 млн. экземпляров книг сочинений Пушкина. Рекордом России, да, пожалуй, и мира, был и остаётся трёхтомник, выпущенный в юбилейном 1987 году тиражом 10 миллионов 700 тысяч экз. для каждого тома. С уверенностью можно сказать, что хоть один томик Пушкина был в каждой советской семье. И это только сочинения поэта. А сколько книг было написано о нём! Фильмы, памятники, улицы и площади, суда и музеи. Всё это и многое другое было посвящено Александру Сергеевичу Пушкину.

Но вот пришло другое время, а с ним другие герои и другие авторы. Миллионные тиражи уже забыты. В 1999 году мы отмечали 200-летие со дня рождения поэта. Этот пушкинский праздник в массовом сознании смешался со встречей миллениума, а правительству было совсем не до поэта. В лучшем случае в некоторых витринах разместились куклы с бакенбардами и при цилиндрах. Борис Ельцин на радостях пообещал сделать 6 июня красным, нерабочим днем календаря. Но, по обыкновению, своего обещания не выполнил. Вышло небольшим тиражом новое полное собрание сочинений Пушкина в 23 томах, содранное с издания 1937-1949 годов, совершенно безвкусно оформленное и не представляющее никакой библиографической или научной ценности.

Издаваемые сочинения Пушкина (справедливости ради надо отметить, что есть и красивые издания) выходят, как правило, тиражом не более трех тысяч экземпляров. Два вышедших национальных фильма о Пушкине превращены: один - в кровавый детектив, другой - в мыльную оперу, правда, с хорошими актерами. Иностранный фильм «Евгений Онегин» о чём угодно, но только не о России. А в целом удачный фильм «Русский бунт» по мотивам «Капитанской дочки» не оставляет уважения ни к российским актерам, ни к самой императрице Екатерине Великой. В школе изучение сочинений Пушкина тихонько заменяют сочинениями антисоветчиков - И. Шмелева и А. Солженицына. Хороших критических работ по творчеству поэта практически не печатается, так как они совершенно не несут коммерческой прибыли. Пушкина стали читать намного меньше, если вообще читают.

Лет так десять назад один умный литературовед с экрана телевизора говорил, что, скорее всего, в будущем Пушкина, как, впрочем, и многих других великих авторов, будут изучать только на филологических факультетах. К этим словам я тогда отнёсся очень иронически. Но сейчас боюсь, что это пророчество, не дай Бог, может исполниться. А я совершенно не хочу жить в будущем, где нет Пушкина. Я не хочу, чтобы наступили такие времена, в которых вместо сказок Пушкина мои внуки будут читать англосакскую белиберду про Гарри Поттера или «Человека-паука». И я верю, что пока жива национальная российская культура, такое бездуховное будущее для нас не наступит, пока Пушкин остаётся в наших душах, русская цивилизация будет развиваться своим путем и замечательными свершениями удивлять мир, как это могли делать наши великие предки, воспитанные на произведениях Александра Сергеевича.