Кто плюет в своё

прошлое, будет оплёван

своим будущим.

Сергей Федин

Поводом для написания этой статьи стали высказывания одного «деятеля» культуры о советском прошлом. Не буду называть его имени. Во-первых - чтобы не создавать ему рекламу, а во-вторых – он не одинок в своих суждениях, и подобные антисоветские реплики можно услышать из уст разных творческих (и не очень творческих) личностей, получивших известность и признание ещё тогда - во времена СССР.

«Как плохо мы жили в СССР!» - сетует он и ударяется в воспоминания: «Сколько я рос, всё время помню, что просыпался с тем – где достать? Где достать джинсы? Где достать сыр? Где достать колбасу? Мы, когда дом построили, я три месяца не мог здесь спать … оттого, что привык спать в восьмиквадратной комнате…»

Мещанская мораль: хочу джинсы, колбасу, «кока-колу»… Ради этого можно пожертвовать и честью, и Родиной, и памятью предков, и интересами будущих поколений. И вспоминаются мне кадры из старого советского фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише», где буржуинский лазутчик вербует Мальчиша-Плохиша, говоря ему:

- А не хочешь ли ты, Плохиш, к нам, в буржуинство записаться?! Будешь есть халву – пачками, варенье - банками, печенье – коробками, шоколад - плитками! И никому завидовать не будешь! Наоборот, все тебе завидовать будут!

Что ж… так и произошло. «Плохиши» взяли вверх, предав Родину за джинсы, сыр, колбасу, и теперь не просто рассказывают об этом, как ни в чём не бывало, а даже хвастаются.

Среди охаивающих советское прошлое много тех, кто сделал свою творческую карьеру не просто в советские времена, а именно благодаря СССР. Но сейчас предпочитают об этом не вспоминать. Они считают, что вся их карьера, популярность – это уже основание считать себя исключительным, достойным более зажиточной жизни, чем другие. И то, что в СССР были другие взгляды и на творчество, и на творческую интеллигенцию – это для них неприемлемо. Раз они таланты – то весь мир должен быть у их ног.

Не все люди одинаковы. У одних есть музыкальный слух, у других нет. Одни могут нарисовать портрет (или ещё что), другие нет. Пока студенты постигали науки: музыканты в консерваториях учили сольфеджио и основы композиции, будущие инженеры – сопромат, будущие учителя – тонкости выбранного предмета (за образование ничего не платили, наоборот - получали при этом стипендию), кто-то в это время добывал уголь, уродуя себе лёгкие, кто-то стоял у мартеновских печей, кто-то учил детей, лечил больных, тушил пожары, строил дома и заводы и т.д. и т.п.

Страна жила своей жизнью: одни работали, другие творили, третьи изучали мироздание… и все были (более-менее) равны. У нас не было сверхбогатых, но не было и нищих. Никто не покупал яхты и виллы в Испании, но и никто не стоял с протянутой рукой.

И вот, некоторые стали знаменитыми и популярными. Стали именно благодаря тому, что кто-то (не такой талантливый, но всё же – гражданин той же страны) своим трудом, своим здоровьем способствовал их творческому росту. Теперь эти «деятели культуры» поносят и те времена, и тех граждан, за счёт которых они поднялись. Они действительно едят «халву пачками, варенье банками, печенье коробками, шоколад плитками». А о том, как живут старики, которые дали им возможность выучиться и сделать творческую карьеру, они не задумываются. На них им наплевать.

Конечно, у некоторых есть личные обиды на советскую власть. У кого-то дед был репрессирован, у чьего-то предка отобрали роскошное имение, которое должно было достаться ему. И вот свою злобу и ненависть, они возносят в ранг «карающего меча справедливости», понося прошлое и упиваясь своей «значимостью».

Но страшно не это. В конце концов, они получили свою «колбасу» и довольны. Страшно то, что на их примере вырастает поколение беспринципных и циничных личностей, потенциальных «мальчишей-плохишей», готовых за буржуинские пачки халвы и банки варенья предать и товарищей, и Родину. Своей жизнью такие «деятели искусств» показывают, что в человеке не должно быть ничего святого, если речь идёт о «джинсах, колбасе и сыре».

И тут мне на ум приходит такое понятие, как «совесть». Кто-нибудь задумывался о том, что это такое? Понятие, которое либеральной идеологией старательно вымывается из сознания людей. А почитайте, что сказано о совести в энциклопедиях (Википедии, например):

«Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины, или угрызения совести, то есть связывает воедино разум и эмоции».

Как вы отнесётесь к тем, кто, повзрослев, ненавидят своих родителей только за то, что в детстве не получали от них так много конфет и пирожных, как им того хотелось? Плохо? Тогда как относиться к тем, кто обливает грязью свою страну за то, что не мог достать джинсы, сыр, колбасу и спал в «восьмиметровой» комнате? Что можно о них сказать?

Бессовестные!

В конце 80-х из уст деятелей культуры слышались сетования: мы такие талантливые, а нам мало платят! В «развитых» странах актёры получают огромные гонорары, а мы – копейки! Что ж… на волне демократизации и подражательства Западу были сняты ограничения на доходы деятелей культуры, и стали они запрашивать за свои выступления довольно приличные суммы, о которых ещё недавно даже мечтать не могли.

Шоу-бизнес стал крайне прибыльным делом. А где баснословные прибыли – там и криминал. Но дело даже не в этом. Неприглядная история перерождения эстрадного искусства в шоу-бизнес – это тема отдельного исследования. Но вот теперь те, кто развил свой творческий потенциал во времена СССР, в новых условиях стали использовать свой талант для обогащения. Коммерциализация искусства нанесла сокрушительный удар по культуре, превратив её в инструмент по зашибанию бабла. Это хорошо? По мнению либералов, это прекрасно. Для либеральной интеллигенции такого понятия, как «совесть», не существует вообще. Есть только понятие «успешность» - количество заработанных денег. Как именно они заработаны – тут двойные стандарты: если субъект обогащения – сторонник либеральных ценностей, то всё правильно, всё хорошо. Если нет, то это коррупция и нечестные правила игры.

Конечно, далеко не все деятели культуры хают советское прошлое безоглядно и безапелляционно. Приведу отрывок из интервью Геннадия Викторовича Хазанова порталу «Амур.инфо» от 10 апреля 2015 года:

«Я прожил жизнь… значительную часть жизни… в этой огромной советской империи. Со всеми плюсами, со всеми минусами. Я – дитя этой империи! Я прекрасно понимал, что она должна закончить своё существование. Потому что она себя, в том виде, в котором существовала, изжила. «Костюм начал рваться!» … Я претензии предъявляю только самому себе. Только моя безграмотность и темнота не дали мне возможность нарисовать те картины, которые придут дальше, за разрывом этого «костюма». А ведь это всё абсолютно закономерно и естественно. И как живой человек, я от этого очень страдаю, переживаю…»

Далее Геннадий Викторович рассказал старую еврейскую притчу:

«В одном небольшом украинском селении было много евреев. И там был один… как теперь говорят – бизнесмен. Купец… торговец… богатый человек. И у него случился пожар. И у него сгорело всё! И богобоязненные евреи пошли к раввину и стали его мучить вопросом: «Вот он такой добрый человек, он помогал бедным, помогал получить образование, девушкам он помогал выходить замуж. И вообще никто никогда не видел от него ни одного дурного дела! Ну за что же Бог его так наказал и забрал у него всё?! Раввин посмотрел на эту группу людей, и сказал: «А вы почему решили, что это наказание божие?!» - «Ну как же! Ну, всё же сгорело у него!». «Дело в том, что испытание богатством он прошёл блестяще! Теперь ему послано пройти испытание бедностью!»

В заключение Геннадий Хазанов говорит:

«Судьба послала нашей многострадальной стране испытания тяжёлые очень. Как эта единая в прошлом страна их пройдёт, к сожалению, мне не ведомо. Не переживать не могу. Не жалеть человеческие жизни (хотя ничего другого на алтарь принесено быть не может) не могу. Мне только на ум приходит одна такая невесёлая мысль: проходят века, тысячелетия, а человек так и остаётся несовершенным существом, который стремится отнять у другого, если нужно – убить другого, а вот во имя чего?! Многие этим вопросом даже не задаются. А если задаются, то ответ, который они приводят, с моей точки зрения (для меня), убедительным не выглядит!»

Это было прекрасное интервью Г. Хазанова. Но, к сожалению, таких, как он, немного. К тому же - они теряются на фоне огромной массы бессовестных «деятелей» от культуры, мнение которых активно пропагандируется СМИ, особенно – либерально настроенными.