14008Когда «Клуб Независимых Избирателей» (КНИ) пытался инициировать референдум, на котором предполагалось выяснить, как относятся астраханцы к установке памятника Степану Разину, информагентство «Волга-Каспий» (г. Волгоград) распространило следующий текст:

«Авторы инициативы называют предводителя крупнейшего в допетровской России антиправительственного восстания «народным героем» и предлагают установить ему памятник». Далее «Волга-Каспий» сообщает своим пользователям, что «после взятия Астрахани в 1671 году, Разин устроил в городе настоящую резню – грабил и убивал...» И приводит список злодеяний, которые вызывают отторжение своей жестокостью.    

Вообще-то Астрахань Разин взял в 1670 г.

Но будем снисходительны к малосведущей в истории информационной братии. Я тоже не историк, а лишь любитель русской старины, поэтому не стану отстаивать ту или иную концепцию освободительного движения.

Дела давно минувших дней невозможно оценивать с сегодняшних позиций. Другие тогда были законы, другие обычаи. Нормой жизни в XVII веке стали каждодневные пытки и казни представителей трудящихся масс. По малейшему поводу людей «сажали на кол». Казнили и мужчин, и женщин. Несчастный, насаженный на кол, несколько дней мучительно умирал. Жизнь бедняка ничего не стоила. Человека рассматривали как вещь, продавали и дарили.    

К восстанию, которое в 1670 году подняла астраханская «чернь» против угнетателей, присоединились казаки Разина. Очевидец, сам пострадавший от разинцев, в своих записках рассказал, как в Астрахани горожане перебили служивых людей. И помогли казакам перелезть через крепостную стену. Как раз в тот момент, когда расправа над властной верхушкой уже, в основном, закончилась. Но Разин все же собственноручно успел прикончить астраханского градоначальника, сбросив его с высокой башни.

Не оправдывая действий восставших, можно отметить, что жестокость сторонников Разина не превосходила повседневную жестокость властей.

Главное, что не поняли те, кто педалируют тему уголовных преступлений Разина, – это то, что подходить к народным героям с нормами уголовного права немыслимо.

А вопрос референдума сформулирован, именно о памятнике НАРОДНОМУ ГЕРОЮ. Вопрос, который «Клуб Независимых Избирателей» стремился вынести на референдум, звучал так: «Считаете ли Вы необходимым установить в Астраханской области памятник НАРОДНОМУ ГЕРОЮ – Степану Разину?».

НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ –  это персонаж народных песен, легенд и сказаний.  Он живет в фольклоре, в устном творчестве, где быль причудливо переплетается с фантазией. Ему приписывают подвиги и злодеяния, которых он, может быть, никогда не совершал, и свойства, которых у него отродясь не имелось

НАРОДНЫЕ ГЕРОИ вопреки приговорам, установкам и директивам начальства вечно живут в памяти народной, не умирают, не забываются и не уходят в отставку.

Так сложилось, что в разных странах народными героями являются местные полуреальные, полулегендарные разбойники: Робин Гуд у англичан, Яношик у западных славян. В России таким героем стал Стенька Разин.

Что делает историческую личность той или иной эпохи народным героем? Кто имеет шанс стать таковым? Почти всегда это народный заступник! Борец против рабства, против закрепощения человека человеком. Известно, что реальный Разин освобождал холопов и даровал свободу узникам. Хотя бы на год, но освободил рабов от притеснений, пыток и казней.

Вечно живет в народе вера в Царство свободы и справедливости. И не вытравить эту веру цензурой и запретами. Поэтому поборники свободы и справедливости навечно зачисляются в народные герои.

 

НИ ОДНА ПЕРСИДСКАЯ КНЯЖНА НЕ ПОСТРАДАЛА

Мифы о Разине слагались еще при жизни мятежного атамана.  Один из мифов о расправе с персидской княжной, якобы утопленной в районе Астрахани после Персидского похода, не подтвердился изысканиями современных российских ученых. После ареста С.Т. Разину припомнили все его деяния, даже мельчайшие проступки, но ни одна персидская княжна не фигурировала в обвинительном заключении.

Иранские ученые также не нашли в архивах сведений о княжне, плененной казаками. Примечательно, что фейк запустили европейские авторы XVII века, книги которых массово растиражировали. Миф о казни персидской княжны не способствовал улучшению российско – персидских отношений, что давало преимущество Западу в его дипломатии на Каспии. В этом, видимо, и заключался смысл дезинформации. 

Отголоском геополитики былых времен стала песня «Из-за острова на стрежень», которая, в свою очередь, легла в основу пьесы, а затем сценария первого российского игрового фильма «Понизовая вольница» производства 1908 года.

Инцидент с княжной остается наиболее распиаренным эпизодом разинской одиссеи. Все знают из песни, что атаман утопил персидскую княжну в Волге, но не все знают, что разинцы потопили персидский флот в Каспийском море.

В 1669 году салютом из пушек астраханцы встречали войско Степана Разина, вернувшееся из победного Персидского похода. В опасном походе казаки добыли богатую добычу, кроме того, освободили тысячу русских из плена.

Струги, отягощенные трофеями, причалили к песчаной отмели, в безопасном отдалении от крепостных пушек. Здесь казаки разбили лагерь, отсюда совершали мирные вылазки в город.

В Астрахани разинцы предались долгожданному разгулу. В карточных играх проигрывались персидское золото, жемчуга, редкое оружие. Астраханцы с восторгом смотрели на донских казаков, когда те в персидских одеяниях, с холодным оружием в золотых ножнах, обутые в дорогие сафьяновые сапоги, сорили деньгами на рынках города.

Местные девушки потянулись к отчаянным воякам, невзирая на их опухшие от пьянства и лихорадки, украшенные шрамами рожи. Красотки с радостью отправлялись на водную прогулку в стругах по Волге, по Болде и ерику, названному впоследствии Казачьим. Неудивительно, что сегодня некоторые астраханцы наследуют от своих прапрапрадедов-разинцев буйный нрав и отчаянную смелость.   

Разин, не поощрявший разгульный образ жизни, изо всех сил пытался поддерживать видимость воинской дисциплины. Картежников лично наказывал плеткой, а пьяниц и развратников мог зарубить шашкой. Его душа ожесточалась, если поступки людей казались ему неправильными. Может, кого-то и бросил в реку в запале, но точно не княжну.

 

14009ОБРАЗ РАЗИНА – КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Реальный Разин не церемонился с властной вертикалью, за что и принял мучительную смерть на плахе. Стеньку четвертовали на Болотной площади в Москве.

Образ же Разина остался в народных сказаниях, откуда перешел в бессчётное количество литературных, сценических и кинематографических произведений.

Один из первых обратился к образу легендарного атамана Пушкин, собрав и творчески переработав народные песни. Изобразительное искусство также эксплуатирует образ Стеньки Разина уже не первое столетие. Гениальные Кустодиев и Суриков увековечили Степана Тимофеевича на своих полотнах. 

Памятники Стеньке Разину устанавливались в разные годы тут и там. Самый поздний из монументов установлен в 2008 году на центральной площади поселка Средняя Ахтуба в соседней Волгоградской области по инициативе главы Среднеахтубинского муниципального района В.А. Романова. Добротный памятник из бронзы и гранита. Общая высота 5 метров, высота бронзовой фигуры 2,5 метра. Скульптор - заслуженный художник России Сергей Щербаков.

Так, под единичные неодобрительные возгласы – мол, уголовника славят - возник культурный феномен – эпический образ народного героя Степана Разина.

 

14010ШУКШИН ЗА АСТРАХАНСКИЙ ПАМЯТНИК РАЗИНУ

ИА «Волга-Каспий» передернуло факты. «Клуб Независимых Избирателей» вовсе не предлагал установить памятник Разину, а всего лишь пытался выяснить общественное мнение по вопросу гипотетической установки такого монумента.

Люди сами должны определять, хотят они либо не хотят видеть в Астрахани новый монумент.  А то вошло в привычку - без согласования с гражданами возводят памятники, скульптуры, которые явно несозвучны городской среде.

Об одном из таких сооружений на астраханской набережной, о бронзовой скульптуре по мотивам рассказа А. Чехова «Дама с собачкой» поэт и писатель Лариса Качинская сказала:

- «Дама с собачкой» с лицом и руками челночницы первой демократической волны - символ эпохи культурной деградации в астраханском варианте. 

А за установку памятника Стеньке Разину на Нижней Волге ратовали многие общественные деятели и работники культуры.

Например, великий писатель и кинорежиссер Василий Шукшин считал, что памятник Разину в Астрахани просто необходим.

Василий Макарович много размышлял о Разине, сроднился с духом его времени. Написал роман о разинцах, сценарий фильма. Шукшина, говорят, взволновали строки одного военного моряка (опубликованные в журнале «Военмор», № 13, 1920 г.), которые он увидел в записной книжке астраханского писателя - краеведа Александра Маркова:

«За то ещё мы тебя любим (Волга), что великий атаман Степан Разин, плавая на утлых челноках, нарушил тихий сон рабовладельцев и бедняки поднялись на борьбу, почуяв дух вольницы от берегов твоих. Будет так, и хочется этому верить, что над великой рекой воздвигнется мощная статуя Степана».

— Вот ещё когда думали о памятнике Разину. И ведь сколько мест здесь у вас для такого памятника, — говорил Шукшин, — и кремль, и набережная Волги…

Эти слова Василия Макаровича в своих мемуарах приводит А. Марков, который в 1970-х помогал Шукшину собирать исторический материал для художественного фильма о разинском восстании.

 

ЗДЕСЬ ДЕЛАЛАСЬ ИСТОРИЯ

Инициатива с проведением референдума заглохла, так как Дума Астраханской области сочла предложенный для вынесения на референдум вопрос о памятнике, не соответствующим федеральному законодательству, а также законодательству Астраханской области. 

А вот памятник Робину Гуду в Ноттингеме стоит на радость туристам. Видно, там все сошлось… И законы, и интересы людей. Хоть Робин Гуд и его шайка разбойников немало «попили крови» и у шерифа Ноттингемского, и у духовенства, ни запретов властей, ни хейтерских атак на памятник не наблюдалось.

Предположим, что когда-нибудь в Астрахани воздвигнут монумент в память о том, что в этих местах в 17 веке делалась история. Воздвигнут огромную фигуру Разина с ликом Шукшина, который мечтал сыграть народного героя в кино, да не успел.

В предисловии к роману «Я пришел дать вам волю» Шукшин высказал мысль, которую, возможно, выбьют на пьедестале памятника:

«Конечно, Разин был не агнец с цветком в руке, рука его держала оружие и несла смерть. Но мы и с той поры крепко запомнили: заступник найдется! Предводитель сыщется. И пусть он будет крепким».