21011О жизни и деятельности известного многим астраханцам журналиста Игоря Бодрова вспоминает его супруга Лариса Качинская.

Дважды он оставлял Астрахань, и дважды его принимала Пенза, где он теперь упокоен на городском кладбище в тихом лесном месте - там высятся сосны и поют птицы. И если Астрахани он отдал в общей сложности почти полвека жизни, то и Пензу по праву считал своей близкой родственницей. И не только потому, что когда-то отработал здесь в должности корреспондента ТАСС 12 лет, передав на главную телетайпную ленту страны более полутора тысяч материалов. Фамилия – Бодров перешла к нему по отцовской линии от деда, уроженца села Бодровка Пензенской области. Что касается матушки, то она родом из Чертоусовых - потомков одного из атаманов старинного донского казачества по имени Чёртов ус. Так что маршрут его судьбы при том, что он повидал разные места России, имел свои исторические отправные точки, попутно вместив в себя почти 40 лет и моей жизни как супруги этого разносторонне одарённого и прожившего интересную жизнь человека, чьё имя занесено в солидное справочно-энциклопедическое издание «Современная политическая история России. Лица России». (Москва, 1999 год). Цитирую:

«Бодров Игорь Пантелеймонович, главный редактор еженедельника «Астраханские известия» с 1991 года. Родился 16 октября 1934 года в г. Шатура Московской области. Окончил Ростовский-на-Дону горный техникум в 1955г., исторический факультет Саратовского государственного университета в 1964г., Ленинградскую Высшую партийную школу в 1972г. 1958-1960 г. – литературный сотрудник астраханской областной молодёжной газеты «Комсомолец Каспия». 1960-1964 г. – литературный сотрудник, заведующий отделом информации астраханской областной газеты «Волга». 1964-1970 г. - редактор газеты «Комсомолец Каспия». 1972-1991 г. – собственный корреспондент ТАСС по Астраханской и Пензенской областям. Заслуженный работник культуры РФ. Издал четыре сборника прозы и документальных очерков. Женат, имеет двух дочерей, увлечение – рыбная ловля».

Многое можно было бы добавить к этой краткой характеристике. К примеру, то, что он обладал многими правительственными наградами советского и нового времени. В 1994-м году за профессиональные достижения и вклад в развитие экономики и культуры Астраханской области был отмечен как «Человек года». Он стал не только долгосрочным редактором областного еженедельника «Астраханские известия», появившегося в самое переломное время и оставившего свой след в истории астраханской прессы, но и его основателем, взявшим курс на откровенный разговор с читателями и противостояние разрушительным тенденциям лихих 90-х, когда под напором поспешного критиканства оказалась и сама история нашей страны. Не случайно именно на базе «Астраханских известий» были сделаны две книги из трилогии об Астрахани – «Астрахань. Город и люди», «Астрахань. Город и будущее», свидетельствующие об исторической значимости столицы Нижнего Поволжья, о прочных многонациональных традициях Астраханского края и славных именах тех, кто способствовал его развитию.

Не предполагает академически краткая характеристика и упоминания качеств, которые мы обыкновенно именуем человеческими и без которых «не просматривается» душа. Между тем, он был щедро наделён ими, сохранив до конца дней простодушную мудрость доброго от природы человека: ни на кого не таил обид, легко прощал людям заблуждения и слабости, ценил дружбу и обладал редким свойством - искренне радоваться и способствовать чужим успехам. При всём своём творческом нраве и личностной свободе умел подчинить себя и ответственности, и долгу.

Его вполне соответствующая фамилии творческая энергия, наверное, могла бы воплотиться в разных гуманитарных сферах. Перед ним открывалась реальная перспектива учёного-историка: дипломная работа по истории печати в Нижнем Поволжье студента-заочника Саратовского университета Игоря Бодрова «тянула» на диссертацию. Но журналистика не отпускала. На тот момент у него уже был свой послужной журналистский список, начатый ещё в армии, где он, окончивший на заре молодости горный техникум, не только получил ещё одну «ненужную» профессию авиационного механика, но и стал чемпионом Прикарпатского военного округа по бегу на сто метров. Окончание университета в 1964 году совпало с назначением на должность главного редактора областной молодёжной газеты «Комсомолец Каспия». Ей, вездесущей журналистике, он отдал полвека жизни - до последнего с ним интервью в «Пензенской правде», которое заключил короткой фразой: «Ничего оригинальнее жизни не придумаешь». А ведь так оно и есть…

Не одну страницу можно было бы посвятить астраханской «молодёжке» тех лет, втрое увеличившей под его деятельным началом свой тираж. Частыми гостями в редакторском кабинете были люди творчества, получавшие на страницах газеты свою первую известность. Но, пожалуй, самой памятной, переросшей в дружеские отношения стала встреча с В. М. Шукшиным и кинооператором его фильмов Анатолием Заболоцким. Впоследствии, через годы и расстояния, вспоминая минувшие дни, «бойцы» «Комсомольца Каспия» сходились на том, что с Бодровым работать было не только интересно, но и весело, как говорится, с песней, причём, в буквальном смысле. Мягкий с харизматической хрипотцой баритон, которому он, бывало, подыгрывал на гитаре, не изменял ему и много позднее, когда жизненный опыт и профессиональная зрелость увенчались сединой преклонного возраста.

Нет сегодня в живых тех друзей-соратников, с которыми он делил свою молодость, а позднее - воспоминания: строгого и вдумчивого Станислава Сендюкова, романтичного Анатолия Диенко, талантливого мелодиста Анатолия Гладченко, лёгкого на подъём журналиста Юрия Кочеткова, даровитого художника Александра Камкина и многих других, составлявших астраханское поколение знаменитой оттепели 60-х. Своим человеком в молодёжной редакции был начинающий в те давние годы композитор, а ныне заслуженный деятель искусств РФ Юрий Дунаев. Посетив Игоря в последний месяц его жизни (март 2016г.), он оставил ему своё музыкальное посвящение - гимн на слова Пушкина «Мы рождены для вдохновенья». Это было в духе не только их долгой дружбы, но и всего жизнелюбивого содружества астраханской плеяды ведущих журналистов того давнего времени.

Удивительно, как в беспрерывной журналистской текучке находил он время для личного литературного творчества, да ещё и некоторое время возглавлял городское литературное объединение начинающих авторов. В 1963-м году вышла его первая книжка «Весна на улицах». Каждый рассказ – живая зарисовка лёгким и точным пером. Через пару лет появилась вторая – «Повесть о моих ровесниках». Ему прочат писательский путь, он становится одним из руководителей творческого семинара пятого Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве. Но журналистика – дама ревнивая. Помнится, на предложение пополнить собою Союз писателей уже в пореформенные 90-е годы, так сказать, за компанию с другими соискателями литературного поприща, он отшутился. Сказал, что отдал свою дань литературе ещё в молодости, выбрав себе в спутницы журналистику.

Третья книжка - детская «Там, где цветёт лотос», вышедшая в 1974-м году, стала своего рода прощальным приветом покинутой им Астрахани, откуда корреспондент ТАСС Бодров был переведён в Пензу и куда вернулся только через 12 лет. Сборник документальных рассказов «Встречи в пути», задуманный в Пензе и появившийся в Астрахани, как бы подытожил его успешную тассовскую деятельность, объявшую информационное пространство двух областей. «Много лет держу я в руках чернорабочее перо газетчика, - обращался он к читателям сборника. - Признаться, иной раз хотелось поменять его на вольное стило писателя, да уж, как говорится, чему призван, тому и служу. А в службе журналиста главным всегда остаётся правда: присягнув ей, старался, как мог, и если грешил, то уж и каялся»… Впереди были ещё долгие годы его журналистского служения.

Надо сказать, существенную и мало кому известную часть его литературной «дани» составляют и рукописи двух оставшихся в авторском архиве повестей: «Ненужная любовь» и «Четыре встречи с Кирой Нечетовой», от которых буквально веет давно прошедшим временем советских 60-х. В повести «Четыре встречи с Кирой Нечетовой» объёмом в 261 страницу главное сюжетное лицо Максим Волков, инструктор обкома ВЛКСМ города Морянска, «списанного» с Астрахани, проходит через типичное для тех лет противостояние старого и нового. С одной стороны, бесплодный формализм и скучные аппаратные методы работы, с другой, ветры свежих перемен, которые находят живой отклик в молодёжной газете. Не случайно носителем передовых взглядов в этой повести оказывается редактор местной «комсомолки», активный сторонник назревших преобразований из породы тех конструктивно мыслящих «шестидесятников», кто верит в будущее своей страны. Надо сказать, что созданная этим неугомонным редактором молодёжная организация под девизом «бороться, искать, найти и не сдаваться» была не авторским вымыслом. Она имела свой вполне реальный прообраз – известный не только в Астрахани подростково-молодёжный военно-спортивный отряд «Факел», появившийся по инициативе Анатолия Бочарова, деятельного и неравнодушного человека, автора нескольких книг, называвшего Игоря Бодрова своим «соратником по жизни».

Однако вернёмся к повести: редактора-«баламута» поддерживает молодой «аппаратчик» Максим, влюблённый в студентку мединститута Киру Нечетову, которая не видит в нём своего героя. Впрочем, любовная линия в этом произведении скорее дополняет более полную сюжетную линию разносторонней деятельности обкома комсомола, которую автор показывает нам как бы изнутри, не сторонясь её противоречий. Для кого-то комсомол (в 2018-м году ему исполнилось 100 лет со дня основания) становился всего лишь удобным «лифтом» к достижению своих целей и выгод. Из подобных карьеристов в отчаянные 90-е быстро «отпочковались» оборотистые «прихватизаторы» и миллионеры первого призыва. Но ведь было немало и тех, кто искренне верил в комсомольские идеи и стремился воплотить их в действительность. Именно таковым предстаёт перед нами и Максим Волков. Воинствующее диссидентство и попирание отечественной истории иными шестидесятниками было чуждо и самому автору как всякие разрушительные действия и болтливое политиканство. Помнится, начавшееся в августе 91-го «аутодафе» партбилетов вызывало у него усмешку сожаления в адрес тех, кто с готовностью отрекался от своей прошлой биографии. Его воспоминания о комсомольской молодости были полны живых красок и впечатлений, ведь время не бывает одноцветным и палитра жизни всегда разнообразна.

Астраханская «молодёжка», участвуя во многих полезных начинаниях, была на хорошем счету в ЦК комсомола. Там знали и ценили активного и всегда отзывчивого на положительные инициативы редактора. В 1966-м году он принимает участие в 15-м съезде ВЛКСМ. В 1968-м участвует в работе торжественного пленума, посвящённого 50-летию ВЛКСМ. В 1970-м его старания отмечены значком ЦКВЛКСМ за активную работу в комсомоле. В этом же году от имени президиума Верховного Совета СССР он награждён юбилейной медалью «За доблестный труд». Может, конечно, какой-нибудь «экономист» и назовёт эти и многие другие свидетельства его рабочей биографии - десятки почётных грамот, благодарностей, дипломов, подаренных авторами в знак признательности книг - «морально устаревшими», мол, а какова им цена в наши прагматичные дни? Да всего лишь интересно прожитой жизни! К тому же сегодня не время огульных отрицаний и богатейший опыт орденоносного комсомола, шагнувшего в своё второе столетие, с исторических счетов не спишешь, как, впрочем, и тот самый советский строй, в котором прошло по жизни не одно поколение нашей великой страны.

Последним приношением Игоря Бодрова главному городу своей судьбы - Астрахани стала книга «Спорт. Дорога в будущее. Астрахань – Новый век», вышедшая в 2007-м году. В ней он представлен как ведущий составитель, редактор, а также один из авторов. Спонсорами этого издания явились Шеремет В.В., принадлежавший к создателям газового концерна страны, и Меретин А.В. – руководитель одного из подразделений «Астраханьгазпрома». Говорят, книга получилась информативной, читабельной и полезной не только для спортсменов.

Ранней весной 2011 года мы сели в поезд, чтобы на другой день оказаться в Пензе. Поезд тронулся, загромыхал по мосту и, набирая ход, устремился дальше, оставляя позади мерцавшую вечерними огнями Астрахань, с которой на этот раз Игорь Бодров простился уже навсегда. Вагон покачивало, и стук колёс походил на нескончаемое многоточие…

Вот уходит человек навечно, и понимаешь, как щедро при всей своей видимой обыкновенности наполнял он течение жизни, каким объёмным был его внутренний мир. Он не просто прошёл через все пороги выпавшего ему времени - от военного детства прошлого века до новейшей истории века нынешнего, но и достойно ответил на все его испытания и запросы, соединив с ним жизнь и судьбу.