Усы волн, разбегающихся от носа теплохода «Анатолий Серов», вальяжно вздымают гладь волжской воды и медленно угасая, стремятся к береговой кромке, ласково накатываются на прибрежную полосу. Медленно скатываясь с берега, вода пытается смыть в русло реки дебаркадеры, бударки, «казанки» и прочие суда, пытаясь унести их вниз по реке к Каспию.

Летит время, но память сильнее времени. Разве можно забыть то, что ты увидел, услышал, впитал в сердце своё будучи четырнадцатилетним парнишкой, выросшим на судне в среде волгарей, посвятивших свою жизнь великой реке Волге!

С момента начала судоходства на Волге команды судов: капитаны и лоцманы, матросы и шкиперы, механики и мотористы кочегары и маслёнщики - комплектовались из городов, сёл и деревень, расположенных на её берегах. Э то - Собчино и Кадницы, Кувардино и Богомолово, Запрудное и Городец, Работки и Верхний Услон, Пучеж, Юрьевец, Сокольское. Интересная вещь наблюдалась в каждом населённом пункте. По говору, свойственному только этой местности, можно было безошибочно определить, откуда тот или иной волгарь. Если он из городка Пучеж, то обязательно подчеркнёт, что он «Пучажской», а из Юрьевца - «Юрявецкий».

Пусть не гоголевским русским языком пользовались сызмальства жители Верхней Волги, но каких вершин достигли они своим честным, безукоризненным трудом! Н.И. Чадаев - капитан самого сильного на Волге буксира нефтевоза, способного везти караван из 13 нефтеналивных барж общей грузоподъёмностью 20 тысяч тонн, первый капитан-речник, награждённый орденом Ленина. А.И. Торсуков - капитан первого на Волге трёхдечного теплохода «Родина», депутат Верховного Совета СССР 1950 и 1954 годов созыва, кавалер ордена Ленина, заслуженный работник транспорта СССР. Можно продолжать до бесконечности список уважаемых людей, большинство которых прошли школу Горьковского речного училища. На смену им к штурвалам судов, к постам управления машинами и механизмами встали их дети и внуки, передавая из поколения в поколение не только секреты своих профессий, но и глубокую любовь к речному транспорту. Так создавались династии речников. После войны личный состав училища представляли не только выпускники школ и ремесленных училищ, но и люди, прошедшие морскими маршрутами войны. Среди них были матросы, старшины и мичманы БЧ-2 и БЧ-3, БЧ-5, умеющие только с оружием в руках защищать Родину. Речное училище исправляло этот недостаток и учило их мирным, так необходимым в народном хозяйстве профессиям: судоводителя, судомеханика, судоремонтника.

В 1956 году теплоход «Анатолий Серов» ошвартовался у центрального дебаркадера города Горького - столицы Волжского флота. По окончании высадки пассажиров судно готовилось к переходу на Сибирскую пристань для грузовых операций. Когда на судно поднялись шесть курсантов Горьковского речного училища в сопровождении начальника судоводительского отделения Иванова И.И., их встретил вахтенный начальник II штурман Моталин Б.М. Он провёл практикантов на корму второго дека, где располагались каюты III класса. Одна из кают, оборудованная трехъярусными деревянными лежанками, стала временным прибежищем будущих специалистов речного флота. Началась плавательная практика курсантов. Прозвучал третий прощальный гудок, и теплоход, медленно разворачиваясь на правый борт, направился вниз по течению и взял курс на Казань - следующий город на пути туристического маршрута.

Нелегки трудовые будни флотского экипажа, а тем более курсантов-практикантов. Большинству из них впервые пришлось познакомиться со шваброй, главным инструментом матросов, рулевых, практикантов. Кроме того, каждому приходилось стоять вахту у штурвала, таскать грузы на спине «охомутанной» баланкой (инструмент для переноски тяжёлых грузов), швартовать судно у дебаркадеров, отдавать швартовы, красить, чистить медную обкладку переборок дратвой и много-много всякой всячины, чтобы судно отвечало всем требованиям пассажиров.

После вахты, принятия пищи ( с 1953 года на судах Министерства Речного флота введено бесплатное коллективное питание членов команды) друзья собирались в каюте, где начинался импровизированный самодеятельный концерт. Гостями таких мероприятий были ребятишки членов команды, которые, забравшись на третью полку, раскрыв рты, с упоением слушали о чём говорили, о чём пели будущие командиры флота русского. Звенела семиструнная в руках Васи Баришполя, и под её аккорды текла песнь о великой русской реке. Много песен было пропето, разного репертуара, но больше всего о реках, пароходах, о морях и моряках. С тех давних времён запечатлелась в памяти четырнадцатилетнего коренного речника Геры песня о тяжелом военном времени, когда северными холодными морями шли корабли типа «Либерти», неся в своих трюмах танки, самолёты, пушки и другое вооружение, изготовленное в Америке, Англии, так необходимое на фронтах. Много кораблей не дошло до Мурманска, много моряков не сошли с судов на берег, навсегда оставшись в морской пучине Баренцева моря. Но песня о морском братстве русских и британских моряков ещё звучит в исполнении семейного хора Германа Константиновича при воспоминании о тех незабываемых тяжёлых днях войны.

По курсу норд-ост, по курсу норд-ост под клокочущим паром
На северный берег нашей земли
Одеты бронею, с суровым товаром
Сквозь шторм и туман идут корабли.
Суда англичан и советские шхуны,
Маршрут их опасен, и рейс их далек.
Под снежным бураном, по белым бурунам
Русский дымок, русский дымок и английский дымок.
Окончивши плавание, рейс свой опасный,
На Мурманский берег команда сойдёт.
Британец затянется русской махоркой,
А русский матрос, а русский матрос сигарету возьмет.
Пойдут разговоры про дни штормовые,
Потянется жгучий морской табачок.
Потянутся рядом дымки голубые,
Русский дымок, русский дымок и британский дымок.

Нет, не зря судьба свела пароходских мальчишек с курсантами ГРУ. Одни дети войны – совсем ещё мальцы и дети войны, повидавшие её воочию, - завтрашние командиры речного флота Страны Советов.

Эта встреча во многом повлияла на их судьбы. Валера Лопаксин - капитан дальнего плавания, Гера Ведерников - начальник Нижне-Волжской инспекции Российского Речного Регистра, Стас Королёв - директор судостроительно-судоремонтного завода, Александр Капустин - заместитель начальника Судоходной инспекции Волжского бассейна, капитан порта Астрахань Виктор Волков.

Все дети войны, выросшие на пароходах, в цехах заводов, на дебаркадерах, на рыболовецких тонях, стали достойными людьми Страны Советов.