08001Астрахань – город, не совместимый с жизнью. Не счесть казней, посылаемых жителям области, не понятна причина, по которой они обрушиваются на людей, не видно конца напастям, нет выхода из тупика.

Если не загрызёт злая мошка, не добьёт лютая жара, и живительной влагой на раскалённую астраханскую почву прольётся дождь, - получим стихийное бедствие: улицы, несколько дней залитые водой, которую не успевают откачивать несколько имеющихся в ведении городского хозяйства машин и, как следствие, – транспортный коллапс. Ливнёвка остаётся такой же сказочной мечтой, как молочные реки и кисельные берега.

Если не задохнёшься от гари, окутывающей время от времени город, то сморщишься от зловония на городских улицах – характерной чертой астраханской действительности, изюминкой Каспийской столицы.

Если купальный сезон не откроется вовремя, а пляжи не обустроят, то замучаешься читать сводки об утонувших детях и взрослых.

Если отключение горячей воды затягивается на месяц, то не стоит удивляться отсутствию холодной, которая не поднимается выше второго этажа в «хрущёвках». И при этом сказать спасибо «Водоканалу», снижающему давление воды в трубах во избежание катастрофы районного масштаба: лучше пусть вода не течёт из крана у кого-то, чем менять коммуникации в целом.

Если не покусают бродячие собаки, чувствующие себя в городе хозяевами, то собьёт на дороге отморозок за рулём, которому законы не писаны.

Если повезёт влезть в маршрутный гроб на колёсах, а водитель хотя бы иногда будет отрываться от телефонных разговоров на тему «кто на какой минуте тронулся», то радуйся и забудь о том, что в городе не осталось муниципального транспорта, уничтожены трамвайные пути и троллейбусная сеть. Это всё – проклятое прошлое. Не рассчитывай на комфортабельные автобусы или (вау!) электробусы. Пофантазируй лучше о какой-нибудь канатной дороге через Волгу – несбывшейся мечте идиота.

Если удастся на собственном авто проскочить по не закрытому на вечный ремонт мосту, то рискуешь провалиться вместе с машиной под землю.

Если захотел погулять с ребёнком – это легко можно сделать в центре города, и больше нигде. А обустройство детских площадок начинается после очередной трагедии.

Но если хорошо погулял в центре на какой-нибудь День России в многотысячной толпе, то, возблагодарив организаторов массового веселья, надевай намордник и ступай вакцинироваться: ковид не спит.

А главное – никаких политических действий даже в масках, даже на расстоянии друг от друга, даже в мыслях своих. Неуклонный рост числа заболеваний статистика будет показывать аккурат до конца сентября.

Меняются фигуры во власти, пришлые сменяют местных, на смену стае голодных крыс приходят кровожадные волки, профессионалы наводят порядок, а потом к порядку призывают их самих, воры крадут у воров, коррупционеры сажают коррупционеров. Только отношение к городу и региону у них не меняется. Это по-прежнему враждебная им среда обитания, из которой надо высосать все соки, а потом хоть потоп. Или песчаная буря – новая напасть, следствие опустынивания земель - рукотворной экологической катастрофы, последствия которой ещё предстоит испытать в будущем.

Люди, озабоченные выживанием, радуются подачкам в виде каких-то единовременных выплат или восстановления ранее отнятых льгот и не сильно озадачиваются тем, как на их глазах погибает город: разворовывается то, что ещё можно украсть, не развивается производство, разрушается инфраструктура. Идёт необратимый процесс деградации – экономической и духовной, когда всем уже всё равно. Всё равно временщикам, для которых Астрахань – перевалочный пункт. Всё равно астраханцам, потерявшим волю к сопротивлению и не имеющим желания самим строить будущее своей родины.

Десять страшных казней обрушил жестокий иудейский бог Яхве на египтян за то, что фараон не хотел отпускать из своих пределов богоизбранный народ в землю обетованную. Кого выставить из пределов области, чтобы всё наладилось? Или кого призвать, чтоб пришли и владели нами? А может, вспомнить, наконец, что никто не даст нам избавленья, и вернуть эту землю себе? Запасных аэродромов у простых смертных нет. История всегда даёт человеку шанс что-то изменить в жизни общества. Надо только уметь (и успеть) им воспользоваться.