06008Из СМИ и разговоров несколько лет назад я узнала, что азербайджанцы на собственные средства сделали евроремонт обветшалой четырёхэтажной общеобразовательной школы №11, которую затем назвали именем Гейдара Алиева и обустроили прилегающую к ней территорию – тоже на высшем уровне.

В этой школе не один десяток лет преподавала моя мать. Я часто бывала там, знала в лицо педагогов и помнила рассказы матери. В 1949 году мать наградили орденом.

Не случайно мне захотелось ещё раз взглянуть на это здание и увидеть тех, кто сейчас там преподает. В прошлом году я посетила школу и осмотрела её изнутри. Её интерьер поразил меня. Не верилось, что увиденное и то, что сохранила моя память, – одно и то же. Вестибюль, коридоры и классы выглядели ошеломляюще превосходно. Спасибо азербайджанцам!

Директор школы Татьяна Евгеньевна встретила меня радушно. Мы говорили о работе в новых условиях, о применении современных методик в процессе обучения школьников кавказских национальностей, коих в школе почти половина. Меня заинтересовало, как идёт у этих учащихся процесс освоения русского языка – и разговорного, и грамматики. Ведь не секрет, что далеко не все они им в полной мере владеют. Ведь сдача ЕГЭ неминуема.

Татьяна Евгеньевна предложила мне побеседовать на данную тему с выпускницей школы, а ныне педагогом Людмилой Юрьевной Валиевой. Больше часа продолжался наш разговор. Валиева показалась мне интересным собеседником и творческой личностью. Я решила написать о её опыте и договорилась о дате интервью на диктофон.

Дома с интересом слушали мои восторженные рассказы.

Когда подошло время встречи, я позвонила Валиевой на мобильник. Телефон молчал. Я повторила неоднократно свой вызов. Никакого ответа.

Недоумевая, позвонила директору. Но и её телефон тоже безмолвствовал. Пришлось искать связь по городскому номеру.

Очевидно, мне ответила секретарь. Я услышала, что ни Татьяна Евгеньевну, ни Людмилу  Юрьевну мне не удастся вызвать на разговор. Я поинтересовалась, почему. Ответ шокировал: не увидите их вообще. И никаких комментариев!

Что-то случилось. ЕГЭ уже завершался.

Через несколько дней я снова пыталась связаться по телефону с Валиевой, но и тут полная тишина.

Итак, мое намерение написать об опыте работы не увенчалось успехом. Я не стала искать разъяснения в других источниках. И все же предположила, что ЧП случилось на ЕГЭ как раз у Валиевой. Мое разочарование было безграничным.

Безусловно, работать с большим контингентом лиц, не владеющих неродным языком, хотя и государственным – очень сложная задача. Далеко не все поступают в школу в 1-й класс. Легкие способы обучения здесь не годятся. Но есть большой соблазн им пользоваться. Увы!

Наша жизнь в последние десятилетия идет с такими ужасающими перекосами во многих областях, что в конце концов перестаешь чему-либо удивляться. Но не возмущаться!

Школьное обучение вместе с бесконечными непродуманными «нововведениями» сегодня не перестают критиковать. В роли критиков выступают видные педагоги типа Ямбурга, мыслящие здраво и глубоко.

При этом возникают сомнения: те ли люди возглавляют наше образование?