01009Авангардное искусство недаром называют революционным. В начале XX века расцвет всех направлений авангарда совпал по времени с революционными преобразованиями в общественной и политической жизни и оказал влияние на культурную составляющую последующих десятилетий.

Выставка «Авангард из музейных запасников» в Астраханской картинной галерее проходила в сложной эпидемиологической обстановке, связанной с коронавирусной инфекцией нового типа. И всё же на выставке с 10 февраля по 28 марта 2021 г. побывало несколько сот посетителей. И это объяснимо – интерес к авангарду неизбывен. 

В коллекции Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина изрядное количество произведений «золотого века авангарда». Новаторские работы художников поступали в галерею с первых лет Советской власти по программе формирования музеев современного искусства. Долгие годы, вплоть до наших дней, наследие авангардистов не выставлялось. Сегодня что-то демонстрируется в постоянной экспозиции, что-то изредка достается из запасников, а что-то практически никогда не показывается широкой публике. 

На выставке экспонировалась замечательная подборка работ известных художников авангардного направления. К сожалению, не выпущен каталог выставки, что снижает научную ценность мероприятия. Исправляя положение, публикуем полный перечень представленных на выставке авторов - авангардистов первой волны:

С. В. Герасимов (1885- 1964)

А.В. Лентулов (1882-1943)

И.И. Машков (1881-1944)

А.В. Куприн (1880-1960)

С.И. Лобанов (1887-1942)

Н.П. Крымов (1884-1958)

П.В. Кузнецов (1878-1944)

В.Д. Милиоти (Икар) (1875-1943)

Н.Д. Милиоти (1874-1962)

С.Ю. Судейкин (1882-1946)

П.П.  Кончаловский (1876-1956)

Р. Р. Фальк (1886-1958)

Н.Н. Сапунов (1880-1912)

А.В. Шевченко (1883-1948)

А. В. Грищенко (1883-1977)

И.А. Малютин (1891-1932)

А.И. Иванов (1888-1948)

Е.Г. Давидович (1899-1941)

В.В. Хлебникова (1891-1941)

П.И. Котов (1889-1953)

В.А. Апостоли (1890–1942)

В.С. Барт (1887-1954)

О.В. Розанова (1886-1918)

А.А. Экстер (1882-1949)

А.М. Родченко (1891 – 1956)

В.В. Рождественский (1884 – 1963)

В.М. Ходасевич (1894 – 1970)

01010Кроме основоположников авангардизма галерея выставила работы современных художников - прямых продолжателей традиций русского авангарда. Среди которых стоит особо отметить Вячеслава Новичкова. Уроженец Астрахани, ныне успешный московский художник, он активно в своей практике использует опыт предшественников, оригинально переосмысляя наследие авангарда начала ХХ века. 

Астраханская галерея в свое время приобрела несколько произведений Новичкова. Две работы: живописное полотно «Столик для двоих» и скульптуру из шамота «Девушка с прибавочным элементом» (по картине Казимира Малевича) демонстрировались на выставке «Авангард из музейных запасников».

Досадно, что очень интересная работа В. Новичкова «Синие розы», приобретенная галереей у автора в 1995 году, так и осталась в запаснике. Стремясь отчасти восполнить этот пробел, публикуем «Синие розы» на страницах газеты.

Досадно вдвойне, что не представлен на выставке Александр Лабас — выдающийся российский художник, представитель русского авангарда 20-х - 30-х годов, один из основателей группы ОСТ.

Достоверно известно, что его работа «Мороженщик» (холст, масло) хранилась в Астраханской картинной галерее в 1990-м году. Неужели не нашлось места для этой работы в экспозиции? Или она утрачена по тем или иным причинам? Жаль, если так, ведь Александр Аркадьевич Лабас - один из самых востребованных художников русского авангарда!

01011В 2017 году в Москве, в Институте русского реалистического искусства проходила выставка А. Лабаса, посвященная Октябрьской революции. Выставка стала знаковым событием в культурной жизни России. На её открытие собрались именитые поклонники творчества А. Лабаса, среди которых: Константин Эрнст - генеральный директор «Первого канала», Зельфира Трегулова - генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, Ольга Голодец - заместитель председателя правительства Российской Федерации, а также западные дипломаты, звезды эфира, искусствоведы и многие, многие другие.

Лабас - очевидец революции. В 1917 году семнадцатилетний юноша Александр Лабас оказался захвачен вихрем октябрьских перемен. Он вспоминал: «Я старался постоянно быть на улице, меня захватил этот ритм, стрельба, толпы солдат, грузовики с красноармейцами. Это время я удивительно чувствую и всегда эти образы меня преследуют».

Работы А. Лабаса из серии «Октябрь»: «Матрос», «У стен Кремля», «Ночью в октябре», «Утро после боя» – эти и другие шедевры находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского и Пушкинского музеев и Лабас-Фонда.

О серии «Октябрь» Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, сказала: «Очень глубокие, сильные и свободные по манере художественного высказывания произведения. Эти картины, действительно, совершенно прекрасны от начала и до конца».

Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, так делилась впечатлениями о выставке А. Лабаса в Москве: «Гениально! Это такое счастье - в совершенно расслабленном состоянии любоваться искусством. Отличный каталог, прекрасная выставка. Нельзя спокойно относиться к творчеству этого художника, он очень близок нам ментально».

Лабас представлен в собраниях крупнейших музеев мира, но в музейных залах астраханской галереи места творению гениального художника, очевидно, не нашлось.

***

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» - эти слова Антуана де Сент-Экзюпери могли бы стать творческим манифестом художников - новаторов, которые апеллируют не к обыденному видению материального мира, а пытаются извлечь из тайника своей души новые, доселе не виданные, образы и формы.

Огромный интерес к авангардному искусству обусловлен в наши дни тем, что всё большую роль в жизни человека играет духовный опыт. Опыт этот приобретается, в том числе, при соприкосновении со сверхобыденным. Нестандартный взгляд на природу явлений очищает жизнь от заштампованности, трафаретности, так несовместимых с российским вольным духом!

Художники-авангардисты начала ХХ века, которые произвели переворот в умах и сердцах современников, вновь востребованы обществом. И никто, я надеюсь, уже не перекроет доступ к великим творениям, не похоронит навеки картины, рисунки и скульптуры мастеров русского авангарда в запасниках и спецхранах.