Лепра, русский синоним – проказа - древнейшая болезнь.

«Я уже и не знаю, что древнее лепры… Может, сама история? Да и то сомневаюсь. С незапамятных времён гнездилась она в Индии, Египте, на Ближнем Востоке. Упоминается в древнеегипетских папирусах и индийских письменах ещё за несколько тысячелетий до нашей эры.

Вот оттуда, из Египта, и приползла она в Персию и Грецию… Врач, грек Аретей, впервые описав лепру, сравнивал лицо больного с лицом льва. В те же времена, где-то две тысячи четыреста лет назад, … знаменитый Гиппократ дал и название болезни – «лепра», что означает «быть шероховатым, бугристым»…

К нам пришла с двух сторон: с немецкими псами – рыцарями в начале XIII века и из … Византии… Вот тогда-то и появилось чисто славянское слово «проказа» - от «казиться», искажаться»

Сейчас он (доктор), как злой волшебник, произнесёт это слово (лепра), и на несколько лет исчезнет из этого дома, похоже дружного, хозяин – симпатичный седоусый человек со смелыми глазами. И останется соломенной вдовой эта красивая, ещё не старая женщина. А может всё рухнуть. И рухнуть не из-за длительной разлуки…, а из страха перед лепрой, страха тёмного, дикого, глупого, которого никак не победишь, несмотря на давнюю победу над самой болезнью» (Б.И. Жилин, Люди без колокольчиков).

Микробактерии предпочитают сосредотачиваться в дельтах рек. Астраханская область по-прежнему – активный эндемический очаг лепры. 60% больных лепрой, стоящих на учёте, живут в нашей области.

Лепра – заболевание коварное. Инкубационный период может длиться годами и даже десятилетиями.

Изучать эту болезнь, продолжать разрабатывать эффективные методы её лечения, вести научно-исследовательские работы для контроля и профилактики лепры, постоянно на практике осуществлять противолепрозные мероприятия необходимо постоянно.

В наши дни это тем более необходимо: растёт поток туристов в страны, являющиеся основными очагами лепры, возможен завоз лепры мигрантами из Средней Азии (в 2013 г. она была обнаружена у рабочего из Таджикистана).

Единственным в России НИИ, занимающимся проблемами лепры, является астраханский научно-исследовательский институт по изучению лепры.

Оптимизаторы нашего здравоохранения, глубоко равнодушные к охране здоровья граждан, но весьма озабоченные переводом финансовых потоков из этой отрасли в чьи-то бездонные карманы, решили посадить на «голодный паёк» и это научное учреждение. С 2013 г. начали сокращать ассигнования и штаты сотрудников.

Директор института, доктор медицинских наук В. Дуйко направил министру Скворцовой письмо с просьбой оперативно решить вопрос о переводе института в статус федерального казначейского учреждения.

Проблемы финансирования кричащие. Бюджетных денег не хватает, а  внебюджетных источников нет.

Вероятно, мешает спонсорам «дикий, тёмный, глупый страх» перед лепрой или фобия по отношению к прокажённым. К стыду нашему, нередкое даже в XXI веке явление.

Коварная проказа оптимизм оптимизаторов (обойдутся лепрологи и тем минимумом, что соизволим выделить) приветствует. Ей стало несколько вольготнее. С октября 2017 г. по октябрь 2018 г. выявлено семь случаев заболевания астраханцев этим недугом.

А что впереди?