06007«В сущности российская экономика стабильна прежде всего благодаря нефти. Правительство откладывает деньги, президент Путин хочет подняться до мировой элиты. Но многие россияне могут выжить лишь вследствие нелегальной занятости», — пишет журналистка немецкой газеты «Зюддойче цайтунг» Зильке Бигалке.

Несколько раз в год у президента РФ Владимира Путина есть возможность выступить в роли заботливого главы государства. Чаще всего он говорит в первую очередь об экономике, например, на ежегодной «прямой линии» или в послании Федеральному собранию. У него наготове много цифр: они должны показать, как хорошо всё идёт, а скоро будет ещё лучше. Он рассказывает о своих «национальных проектах», с помощью которых хотел бы реструктурировать экономику страны. Правда, смысл их понятен не всякому россиянину», — говорится в статье.

«У путинской аудитории по большей части другие заботы, — отмечает автор статьи. — Люди чувствуют, что российская экономика пребывает в застое с 2014-го, на свои доходы они с каждым годом могут позволить себе всё меньше. К тому же с начала 2019 года население ощущает на себе увеличение НДС на 2%. А большинству россиян придётся ещё и работать на пять лет дольше, прежде чем у них появится возможность получать пенсию».

«Российская экономика растёт слишком медленно, и Путин находится в затруднительном положении. Ведь он едва ли может активировать её рост, не пошатнув при этом систему, которой обязан своей властью, — считает Бигалке. — Экономика страны страдает прежде всего от трёх вещей. Во-первых, от санкций, введённых в связи с присоединением Крыма и войной на востоке Украины. Но, по данным МВФ, они оказывают меньшее воздействие на состояние экономики, чем вторая причина: цена на нефть, обрушившаяся в 2014-м и потянувшая за собой курс рубля. Третья причина заключается в реакции правительства на эти проблемы: оно экономит, копит резервы и сохраняет низкий уровень долга».

«Благодаря экономии и доходам от нефти российское государство не испытывает недостатка в деньгах. В этом году объём Фонда национального благосостояния, вероятно, превысит установленные 7% от ВВП. Всё, что окажется сверх этого объёма, правительство может тратить на собственное усмотрение. Уже сейчас строятся домыслы по поводу того, кто извлечёт выгоду в создавшейся ситуации. Чаще всего это маленький круг доверенных лиц Путина и влиятельных людей, зачастую связанных с армией или спецслужбами, от которых он зависит», — указывает издание.

Крупные госзаказы в России получают в основном государственные холдинги, продолжает автор. «Эти крупные предприятия контролируют большую часть российской экономики, а руководят ими несколько подотчётных Путину олигархов». При этом частные компании зачастую просто неконкурентоспособны. «Так как в результате в частном секторе экономики сокращается число хорошо оплачиваемых рабочих мест, падают и доходы».

«Посему российская экономика стабильна в основном потому, что люди помогают себе сами. Многие россияне держатся на плаву благодаря нелегальной занятости, например, трудятся водителями, ремонтируют автомобили или сдают свой огород в аренду в качестве парковки. По данным МВФ, такая серая зона составляет более трети российской экономики. С помощью подработки многие россияне спасаются от бедности».

«Освобождение экономики от государства и поддержка конкуренции ослабили бы влияние Путина. Госслужащие — самая надёжная база его сторонников, на их голоса он может полагаться на выборах. Одновременно власть президента опирается на тех, кто разбогател благодаря его системе. Они в конечном итоге являются, вероятно, главной проблемой российской экономики, в которой влияние имеет большее значение, чем конкурентоспособность: хотя авторитетные предприниматели и решают свои споры в суде, но происходит это не в честных, а в купленных процессах. Тот, кто перейдёт им дорогу, рискует оказаться в тюрьме», — заключает «Зюддойче цайтунг».