11 марта состоялось заседание комитета Думы Астраханской области по образованию, культуре, науке, молодежной политике, спорту и туризму. Главный вопрос повестки дня - итоги первого этапа модернизации образования Астрахан­ской области. Выслушав позитивный и радужный доклад министра образования и науки региона Виталия Гутмана, депутаты стали поднимать самые наболевшие вопросы.


 

СУБСИДИЮ ЗАСЛУЖИЛИ

Виталий Гутман сообщил, что федеральную субсидию на подключение в школах Астрахан­ской области высокоскоростного интернета, приобретение современного оборудования для столовых, компьютерных классов, мед­кабинетов, на повышение квалификации учи­телей и прочие меры по модернизации обще­го образования удалось получить благодаря тому, что регион выполнил главное условие Правительства РФ – поднять уровень средней зарплаты учителей.

- В 2012 году мы продолжим эту работу, - за­явил Гутман на заседании.

И хорошо, если слово сдержит. Хотя браться за увеличение зарплат нужно было куда рань­ше, не доводя педагогов буквально до нищеты, и без «пряников» в виде денег из государствен­ной казны.


 

«МОЯ ХАТА С КРАЮ»

Все закупленные компьютеры, проекторы, ви­деокамеры, принтеры и сканеры вместе взятые не решили самых острых проблем в сфере об­разования – очереди и поборы в детских садах. Вот два плачевных факта, приведенных на за­седании. Многие астраханки еще до рождения своего ребенка записываются в очереди в 3-4 садика сразу, и лишь спустя три года получа­ют место в одном из них. В прошлом году дво­их заведующих детскими садами привлекли к уголовной ответственности за «нечестность». Увы, такие прецеденты в нашей стране стано­вятся нормой.

Так было, есть и будет до тех пор, пока федеральные и региональные власти работают по принципу «моя хата с краю». «Очереди в детских садах и зарплаты воспитателей – это полномочия муници­палитетов» - открещиваются региональ­ные чиновники от образования. Но ведь это беда всей страны и избавляться от нее нужно сообща – областным и муни­ципальным властям собираться вместе, обсуждать, бороться, выступать с соот­ветствующими законодательными ини­циативами, предлагать разные способы выхода из этой бедственной ситуации, чтобы не приходилось вновь и вновь по­сле «грянувшего грома» расхлебывать горькие последствия.


 

ЗА ЧТО НАШЕ ГОСУДАРСТВО НЕ ЛЮБИТ ДЕТЕЙ?

Виталий Гутман озвучил на заседании, что проблема с очередями совсем ско­ро может быть решена – в нашем реги­оне планируется построить 35 детских садов. Но кто в них будет работать? Как быть с укомплектованием штата воспи­тателей? Почему-то за свой нелегкий труд многие из сотрудников дошкольных образовательных учреждений получа­ют зарплату ниже прожиточного мини­мума. И тут на уровне областного мини­стерства вновь всплывает пресловутое «это – полномочия муниципалитетов», которые, как мы видим, не в силах ре­шить проблему, уже давно набившую оскомину…

Стало быть, наше государство не лю­бит детей? Причем эта нелюбовь начи­нает проявляться буквально с пеленок: копеечные детские пособия; жалкие гро­ши - воспитателям. Экономия на обра­зовании дошкольников приводит к риску вырастить «недовоспитанных» людей, или, что еще хуже, потенциально опас­ных для общества. А государство, будто предвидя такой исход, увеличивает фи­нансирование полицейского аппарата.


 

АВТОНОМИЯ – НЕ ВЫХОД

Сегодня на всех уровнях лоббируется идея перевода дошкольных образова­тельных учреждений в статус автоном­ных, что якобы позволит существенно повысить зарплату воспитателям. Авто­номность предоставляет право детсаду заниматься коммерческой деятельно­стью. Но в погоне за финансовой обе­спеченностью можно забыть о качестве образования. К тому же возникают уже почти крамольные предположения, что «рамки» в виде Конституции России (статья 43, в соответствии с которой государство гарантирует общедоступ­ность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профес­сионального образования в государ­ственных или муниципальных образо­вательных учреждениях) и вовсе сойдут на нет.

Олег СНЕГОВ ,
депутат ДАО