Image

Являясь свидетелем каких-либо протестных действий или просто заявлений автоперевозчиков («газелистов»), проникаешься к ним сочувствием. Ну, в самом деле, и мэрия давит своими санкциями, и цену проезда не дают повысить, и перевозить приходится за плату ниже себестоимости. Но как только садишься в одну из этих самых «Газелей», все теплые чувства к маршрутчикам улетучиваются. Музыка орет, а водила не слыша просьбы остановить, проезжает мимо остановки. При этом всегда замечает стоящего у дороги голосующего потенциального пассажира. Мат-перемат (и по телефону, и в разговорах) в порядке вещей, а тот же водитель не только не делает замечания, но сам порой отрывается по полной в использовании ненормативной лексики. Позволяет себе курить в салоне, враждебно реагирует на замечания. А еще в маршрутке можно под веселую музычку лихо прокатиться по близлежащим к дороге дворам, когда другие машины стоят в пробке. А в часы пик лучше о маршрутках и не вспоминать. А после смены, часов в 10-11 вечера, водилы и вовсе творят, что хотят. И цену могут повысить, и напихать в салон человек 20 вместо положенных 13-ти. О такой непозволительной роскоши, как соблюдение правил дорожного движения вообще речи не идет. На моих глазах маршрутки не только становились причиной ДТП, но и сбивали человека. Садясь в маршрутку, никогда нельзя быть уверенным в том, что выйдешь из нее в целости и сохранности. Вылезая из «Газели», гневно восклицаешь: «И эти твари хотят 15 рублей за такой проезд? Да им и пяти будет много!» Поэтому стараюсь не садиться. Не сказать, что в большом автобусе все гладко, но за жизнь свою как-то спокойней.

Недавно астраханские перевозчики заявили о переделе рынка . Поводом для такого громкого заявления послужило то, что городская комиссия по организации пассажирских перевозок расторгла 17 договоров с частными предпринимателями, занимающимися перевозками на автобусах малой вместимости и отозвала у них всю маршрутную документацию. Еще 420 предпринимателей получили уведомления о нарушениях, и теперь многим из них грозит расторжение договора, так как комиссия уже установила, что они систематически не соблюдали условия муниципального договора. Здесь не надо лишний раз поднимать шум о нарушении прав представителей малого бизнеса, а трезво посмотреть на вещи. Если мэрия действительно намерена наполнить рынок автотранспортных услуг большегрузными (а не китайскими малютками, на которые смотреть-то страшно, не то, что пытаться залезть в них) автобусами и в связи с этим расторгает договоры с нарушителями законодательства, то это можно только приветствовать. Ведь хорошо известно, что маршрутки не решают проблему перевозок граждан и могут являться лишь вспомогательным средством, а не основным. Однако в связи с этим возникает ряд вопросов. Зачем мэрия ликвидировала трамваи – самый экономичный и доступный вид транспорта? Ведь трамваи и в пробках не стоят и с перегрузом не пойдут, и причиной ДТП не станут. Действительно ли следует ждать наполнения рынка большегрузными автобусами? Достаточно ли будет их для того, чтобы решить транспортную проблему в городе? Собираются ли чиновники пополнять парк новыми троллейбусами? Если в городе будет достаточно транспорта большой вместимости, то пусть маршрутчики и цену повышают хоть до 20 рублей. Люди сами выберут приемлемый для себя способ передвижения. И будет это очень даже по рыночному.

Дмитрий Писарев