Приехал неожиданно ко мне на эти майские праздники из Новочеркасска приятель детства. Несколько лет меня разыскивал, а в этом году по Интернету нашёл. Встретились мы с ним после 40 лет разлуки, говорили о многом. Прежде всего о нашей жизни за прошедшие годы, о семьях, о друзьях-знакомых. А потом стал мне приятель всякие каверзные вопросы подкидывать. Ты, мол, член Союза писателей, книжки издаёшь, в газетах печатаешься. Так будь добр, объясни мне, тупому, что у нас к чему в России-матушке?

Россия действительно на подъеме или катится в пропасть? Нас ждут годы стабильности, процветания или новые грандиозные катаклизмы? Мы вообще выживем или нет? Страна движется к диктатуре или медленно, путем проб и ошибок, культивирует демократию?

Если российская экономика на подъёме, то почему в новостях, даже процеженных сквозь фильтры официоза, мы постоянно видим какие-то чудовищные дома и квартиры, где невозможно жить, больницы, не имеющие лекарств, школы, оставшиеся без отопления?

Только не рассказывай мне о процентах роста, об удвоении ВВП и прочих выдающихся достижениях. Потому что тогда придётся отвечать тебе на элементарный вопрос: где эти проценты в реальной жизни? Почему они не доходят до малоимущих россиян? В какую такую бездну проваливаются, оставляя после себя нищету? Впрочем, Бог с ними, с процентами, лучше скажи: если завтра вдруг упадут цены на нефть и газ, у нас всё рухнет или не рухнет? И вообще: дальше - что?

Скажи, пожалуйста, у нас сельское хозяйство есть или нет? Вот министр сельского хозяйства имеется. Я его по телевизору видел. А само сельское хозяйство у нас есть? Кроме той фермы, куда водят президента, главу правительства и первого вице-премьера. Оно у нас есть? Тогда покажите его. Его у нас нет? Тогда откуда берутся продукты? Из какой страны и на какие деньги их к нам завозят?

Все мои друзья и знакомые, которые бывают в деревне, в один голос твердят, что там никакого хозяйства не существует: поля зарастают, техника сломана, жителей почти не осталось. Или при экономическом росте так и должно быть?

И ещё скажи, пожалуйста, у нас вообще кто-нибудь что-нибудь производит? У нас кто-нибудь трудится, работает на предприятиях, в поле? Или все занимаются исключительно ландшафтной архитектурой, веб-дизайном, рекламой, издают глянцевые журналы? В крайнем случае, прохаживаются на подиумах, демонстрируя моды?

Ничего не могу понять. У нас всё в порядке? Тогда откуда убийства на национальной почве? Мы живём всё лучше и лучше? Тогда с чего возникают подростковые банды? Мы - процветающая цивилизованная страна? Тогда почему у нас почти миллион беспризорных детей?

Или, может быть, прав Станислав Ежи Лец: «В действительности всё не так, как на самом деле»?

Самое интересное, что я верю практически всем. Выступает кто-нибудь из демократов, ратующих за свободу, рыночную экономику, права человека. И я ему верю. Кто же будет против свободы и демократии? Выступает кто-нибудь из патриотов, отстаивающих традиции и особый российский путь. И я опять верю. Ведь даже зайцу понятно: мы - не Америка и не Германия.

Президент говорит о растущем авторитете России. Я, разумеется, верю российскому президенту. Газета «Завтра» твердит о бардаке и коррупции, которые усиливаются в стране. Я, разумеется, ей верю. Выступает Сергей Глазьев. Я верю ему. Я Геннадию Зюганову верю. Он очень убедительно стал говорить.

Меня уверяют, что введение «семейного капитала» спасёт Россию от демографической катастрофы. Я верю: конечно, спасёт. Меня уверяют, что это даст лишь слабенький всплеск рождаемости, который мгновенно сгладится. Я тоже верю: как можно не доверять социологам?

Не верю я только Евгению Петросяну. Зал ржёт вповалку, а мне не смешно. Тут уж ничего не поделаешь.

Быть может, нам показывают грандиозный спектакль? Быть может, мы видим исключительно декорации? Президент старается, правительство стоит на ушах, министры - в мыле, чиновники бегают как заведённые. А в действительности - занимаются своими делами. Как выразился один мой знакомый, имеющий отношение к бизнесу: конкретные пацаны пилят конкретные бабки. Главное - им не мешать.

Ведь можно создать любой призрак, любой фантом. Можно включить любую музыку, любое сценическое сопровождение. Свободным американцам элементарно втюхали насчёт ядерного оружия у Саддама Хусейна. Теперь США не могут вылезти из Ирака. Нам последнее время впаривают «суверенную демократию». Во что в результате вляпаемся мы?

Россия движется к демократии? Именно так! Россия скатывается к диктатуре? Никаких сомнений!

Верно и то, и это. Всё зависит лишь от того, на какой спектакль взят билет. В одном театре идёт мюзикл «Россия Великая», в другом, напротив него, - трагедия «Гибель России». И там, и там - оглушительные аплодисменты...

Я не понимаю, почему следует уважать так называемых олигархов. Почему из них делают героев нашего времени? Ведь они свои миллиарды хапнули, а не заработали. Присвоили себе то, что принадлежало всем. Ну, нельзя уважать тех, кто хапает!

Я не понимаю, почему литературой сейчас считается только то, где есть нецензурная лексика, порнография, психопатия? У нас что, уже совсем не осталось нормальных людей?

И вообще - кто у нас хозяин в стране? Народ? Тогда почему господин Миллер, возглавляющий ныне «Газпром», собирается строить в Санкт-Петербурге здание высотой в четыреста метров, которое убьёт весь петербургский пейзаж? 90% населения города против, и тем не менее расчистка площадок под строительство уже началась.

И вот скажи тогда: кому принадлежит государство Россия? Народу или «Газпрому» вкупе с РАО ЕЭС?..

...Вот такой кучей вопросов забросал меня приятель, пока мы с ним сидели на кухне, распивая в праздничный день бутылку «Каспийских зорь». Слушал я его, слушал, да и перевёл плавно разговор на спортивную тему. А потом на анекдоты, женщин и рыбалку. В конце концов, хороший вечерок получился. А про политику говорить - только настроение портить...

Геннадий РОСТОВСКИЙ