С конца апреля этого года внимание общественности приковано к судебному процессу, проходящему в Ахтубинске. Группа лиц из четырех человек была обвинена в экстремизме. Подробного и обстоятельного освещения судебного процесса в СМИ до сих пор не было. Информация поступала скудная и противоречивая. Поэтому мы обратились к защитнику обвиняемых - адвокату, секретарю Ахтубинского райкома КПРФ И.И. Семенову, который сообщил нам некоторые подробности громкого судебного процесса.

21 января 2008 года Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ в Астраханской области в отношении Виктора Рогожина, Сергея Поспелова, Владимира Найданова и Валерия Сальникова было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 282, ч.2 ст. 282-1 УК РФ (экстремизм). Четверых ахтубинцев обвинили в пропаганде антисемитизма. 24 апреля с.г. они были взяты под стражу. Позднее Найданов заявил ходатайство о рассмотрении дела в порядке особого производства, согласившись с предъявленным ему обвинением. Ахтубинский городской суд Астраханской области приговорил Найданова к двум годам условно. Остальные члены организации «К Богодержавию» не признали своей вины и в настоящее время находятся под стражей.

Предыстория этого дела такова. В Ахтубинске на территории ОКБ «Сухого» была случайно обнаружена газета «Аркаим», в которой, якобы, содержались высказывания экстремистского (антисемитского) толка. Человек, обнаруживший газету (следует отметить, что он является работником московского ОКБ «Сухого»), сообщил о находке в ФСБ. Руководитель же ахтубинского представительства даже не знал, что на предприятии существует какая-то организация.

В чем же конкретно обвиняют ахтубинских «экстремистов»? В заявлении первого заместителя прокурора области И.М. Коровина приводятся следующие данные. «Гражданами РФ Рогожиным В.А., Поспеловым С.Ю., Сальниковым В.Д., Найдановым В.Н. 19 февраля 2002 года было создано общественное объединение – Ахтубинское народное движение «К Богодержавию»… Согласно уставу, основной целью организации является объединение усилий ее членов и широких слоев общественности в целях освоения «Концепции общественной безопасности» (КОБ – Мертвая вода)». Материалы данной «Концепции» формируют, по заявлению прокуратуры, отрицательный образ евреев и содержат утверждения о врожденной порочности данной нации, объясняют бедствия и неблагополучия в прошлом, настоящем и будущем существованием и целенаправленной деятельностью определенных этнических, религиозных групп. Эти идеи распространялись 62-летним инженером бюро «Сухого» Найдановым, 54-летним старшим преподавателем филиала «Взлет» Московского авиационного института Валерием Сальниковым, 57-летним служащим авиационной части Сергеем Поспеловым и 62-летним врачом ЦРБ и депутатом горсовета Виктором Рогожиным посредством семинаров, лекций, конференций и были направлены на возбуждение вражды и ненависти. Кроме того, говорится в заявлении прокуратуры, в период с февраля 2002 г. по сентябрь 2007 г. указанные лица распространяли на открытых собраниях Ахтубинского народного движения «К Богодержавию» «религиозную литературу, содержащую идеи возбуждения национальной и религиозной ненависти и вражды, а также унижения достоинства группы лиц по признакам национальности, происхождения, отношения к религии». Во время обыска у Поспелова и Найданова была изъята литература на различных носителях, которая также, по мнению прокуратуры, содержит экстремистские высказывания. На основании вышеизложенного, первым замом прокурора области была высказана просьба признать движение «К Богодержавию» экстремистским и запретить его деятельность.

Рогожиным на имя судьи Ахтубинского городского суда было направлено возражение, в котором он оспорил утверждения прокуратуры. В нем, в частности, говорится, что «создание Ахтубинского народного движения «К Богодержавию» являлось формальным актом и не предусматривало дальнейшей активной работы. Основной целью являлось выдвижение Поспелова С.Ю. в Координационный совет общественно-политических организаций при главе Администрации г. Ахтубинска и Ахтубинского района для активизации трезвеннического движения и работы по формированию здорового образа жизни среди населения района». Иных целей, заявляет Рогожин, тем более тех, что указаны в исковом заявлении прокуратуры Астраханской области, не преследовалось. Ни собраний, ни публичных лекций, ни какой-либо иной практической работы, по заявлению Рогожина, не проводилось.Рогожин отрицает экстремистский характер деятельности организации на основании полного отсутствия объективных признаков данного вида деятельности: она не осуществлялась публично (в присутствии значительного количества людей), либо с использованием средств массовой информации, экстремистская литература (т.е. признанная судом таковой) не распространялась.

По показаниям свидетелей, организация «К Богодержавию» уже с 2006 года не функционирует (самораспустилась), а на территории ОКБ вообще не существовала по условиям режимности. Проведение лекций на территории предприятия было невозможно, так как там установлен пропускной режим. Найданов действительно принес на территорию ОКБ несколько номеров газеты «Аркаим» в период с 2004 по 2006 гг. Когда именно, следствием не установлено. Из показаний свидетелей также следует, что Найданов, признавший свою вину, намеренно себя оговорил, дабы избежать судебных нападок. Остальные обвиняемые виновными себя не признают. Допрошено уже более десяти свидетелей, ни один из которых не показал, что имело место распространение экстремистской литературы. Непонятны также и претензии работников юстиции к литературе, найденной и изъятой при обыске у Поспелова и Найданова. В этом списке «Славяно-Арийские Веды», «Миронов Б.С. О необходимости национального восстания», «Концепция общественной безопасности «Мертвая вода», «Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР» (!) и др. Несмотря на экзотический характер подобной литературы, она свободно продается, распространяется и даже обсуждается в СМИ.

В последнее время очень много говорится и пишется об экстремизме и той угрозе, которую он представляет. В 2002 году был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», в марте 2007 года в него были внесены изменения, конкретизирующие понятие «экстремизм». В соответствии с этим законом, в случае нарушения общественным объединением законов РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, прокуратура должна внести в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и установить срок их устранения. И только если в установленный срок эти нарушения не устраняются, возможно приостановление деятельности общественного объединения (ст. 42). Ничего этого, как мы видим, не было сделано в Ахтубинске. Более того, в нарушение процессуального законодательства, вначале было возбуждено уголовное дело по 282-ой статье, а лишь затем – о признании противоправного (экстремистского) характера деятельности организации. Организация «К Богодержавию», как мы увидели, функционировала в период с 2002 по 2006 гг. В 2008 году организации уже не существовало. Почему же оказалось возможным возбуждение уголовного дела в отношении членов организации, которая больше не существует? Уместно будет напомнить работникам юстиции определение экстремизма, сформулированное в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая была подписана и Российской Федерацией 15 июня 2001 года. «Экстремизм» – какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них». Ни один из этих четко сформулированных признаков экстремизма не наблюдается в деле ахтубинцев.

Непонятно, какие именно цели преследовали те, по чьей инициативе было начато дело ахтубинских «экстремистов». В очередной раз устроить показательный процесс и указать на место всем инакомыслящим? Или же здесь кроется заказ неких влиятельных лиц и структур? Если верно первое предположение, то у защиты есть шансы на вынесение оправдательного приговора. Если же верной окажется вторая версия, на благополучный исход дела можно не рассчитывать. Трое «экстремистов», скорее всего, будут признаны виновными и получат в лучшем случае условные сроки и клеймо судимости.

В заключение хочется обратиться к представителям общественности и властям всех уровней. Если вам действительно дороги идеалы свободы и демократии, если вы признаете за каждым человеком право на собственные нравственные принципы и политические убеждения, не оставайтесь в стороне, сделайте все возможное для освобождения из-под стражи невиновных граждан!


 

Дмитрий Писарев