Image3 июля по инициативе ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») состоялся экспертный совет программы «Мобильная грамотность», в ходе которого обсуждались меры противодействия мошенникам, использующим услуги сотовой связи путем обмана абонентов. В работе совета принимали участие директор Астраханского филиала ОАО «Вымпелком» Юрий Фокин, начальник отделения информации ОИОС УВД по Астраханской области Евгений Луковцев, сотрудник информационного отдела радиостанции «Европа Плюс – Астрахань» Аскар Хабаров и др.

Проблема «мобильного» мошенничества действительно серьезная. За последние годы, когда «мобильники» прочно вошли в жизнь каждого человека, мошенники стали использовать все более изощренные методы обмана абонентов. Самые распространенные из них такие.

Мошенник представляется родственником, другом или сослуживцем абонента. Говорит о том, что он, якобы, попал в беду (ДТП, например), а телефон сломался, был потерян или отобран бандитами. Поэтому приходится звонить с чужого. Так как придется сделать еще множество звонков, мнимый друг просит пополнить его баланс, а наивный абонент соглашается. Мошенники могут начать раскручивать своих «родственников» и «друзей» дальше. Говорят о том, что ДТП улажено, надо лишь в условный час и в условном месте передать нужным людям энную сумму денег. И если раскручиваемый обладает определенным капиталом, но не способен распознать проходимца, он легко становится его жертвой.

На мобильный телефон абонента может позвонить лже-ведущий популярной радиостанции и радостно сообщить ему о том, что тот якобы выиграл приз – телефон.. А для того, чтобы его получить, необходимо дозвониться на радиостанцию и пополнить счет компании. Введенный таким образом в заблуждение абонент, делает все, что ему говорят, но придя в назначенный день за подарком, узнает, что на радиостанции никто подобного конкурса не проводил и никакого приза он не получит.

Используют мошенники метод «СМС – просьбы», когда абоненты получают сообщения с просьбой: «У меня проблемы, позвони по номеру, если номер не отвечает, положи на него столько-то рублей и перезвони». Причем высвечивающиеся на экране цифры могут соответствовать номеру кого-либо из близких абоненту людей (жены, детей, братьев, сестер). И некоторые абоненты, особенно пенсионного возраста, пополняют счет мошенников. Мошенники могут представляться операторами связи или сотрудниками службы технической поддержки и вводить абонента в заблуждение разнообразными методами: уговорить подключить эксклюзивную услугу, опять-таки, пополнив в итоге счет мошенника, заставить оплатить штраф за какую-либо несвоевременную оплату во избежание отключения аппарата, поучаствовать в проводимой компанией акции и розыгрыше призов и т.д.

Присутствовавший на заседании представитель УВД подчеркнул, что оперативным путем подобные правонарушения пресечь невозможно. Можно лишь попытаться избежать попадания на удочку мошенника: безжалостно удалять все сомнительные сообщения, не лениться перезванивать реальным операторам той или иной компании и уточнять подробности проводимой акции или «выгодного» предложения, незамедлительно сообщать о фактах мошенничества в органы правопорядка и т.д.

Проблема, однако, заслуживает того, чтобы посмотреть на нее несколько шире. Не секрет, что на уловки мошенников попадаются люди доверчивые и наивные, а также склонные к авантюризму, ищущие возможности легкого обогащения. Но ведь таких большинство! А людей, способных к самостоятельному мышлению и не поддающихся на соблазны рекламы, очень мало. При этом организаторы мероприятия по противодействию мошенничеству как-то не принимают во внимание, что сама реальность сегодняшнего дня создает благоприятную почву для всевозможных махинаций. Массированная реклама бьет по мозгам обывателя и призывает его купить тот или иной товар. Создаются искусственные потребности: тебе нужен не просто телефон, тебе нужен супер-телефон! В ход идут разнообразные приманки: рекламные акции, розыгрыши призов, «супер-выгодные» предложения и т.д. А уж ди-джеи музыкальных радиостанций стараются изо всех сил в деле «развлекаловки»! И если завтра ничего не подозревающему абоненту позвонит мошенник, представившийся ди-джем, и предложит поучаствовать в какой-либо акции, приносящей деньги или ценные призы, то доверчивый гражданин примет все сказанное за чистую монету и попадет в сети ловких лиходеев. А сколько шоу-программ, основанных на всяких гнусных розыгрышах, транслируется по каналам ТВ! Да за такие розыгрыши убивать надо! Рекламное продвижение той или иной продукции вообще не имеет нравственных преград. Ведь это бизнес, и притом немалый. Получается, что мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Только одни действуют вне закона, а другие находят легальные методы облапошивания доверчивых граждан. Не говоря уже о грандиозных мошенничествах начала 90-х, когда в роли главного афериста выступало государство.

Видимо, сейчас чудовища, порожденные в те лихие годы, стали пожирать своих создателей. К сожалению, не только их, но и нас с вами.


 

Михаил КОШЕВОЙ