Географические наименования, вынесенные в заголовок статьи – это символы, характеризующие разлом, кризис российского общества.

Кондопога – массовая драка местных «с пришлыми». Кущевка – зверское убийство семьи конкурента.

Манежная площадь – массовая драка футбольных фанатов.

Сасыколи – предотвращенная массовая драка.

Тула – зверское убийство женщин и детей.

Астрахань – массовая драка отмечающих свой праздник десантни­ков с горожанами.

А мне вспоминается Всесоюзный семинар педагогических работников на базе школы в одном из совхозов Абхазии в семидесятые годы прошло­го века.

Школа, сверкающая чистотой, оборудованная по последнему слову техники той поры, окруженная пре­красным пришкольным участком, поражала не только высоким про­фессионализмом сельских учителей (этим в советское время трудно было удивить), а больше высокой интелли­гентностью и учителей, и учащихся, и родителей. Работу школы, её связь с кульпросветучреждениями, с пар­тийной, профсоюзной организация­ми совхоза, его администрацией мы изучали досконально. Преподавание здесь велось на трех языках: русском, абхазском, эстонском. В классах с об­учением на нерусском языке русский наравне с английским изучали как иностранный. На переменах приходи­лось слышать, как дети часто перехо­дят с языка на язык.

В конце семинара встретились с главой совхоза. Он рассказал о впечат­ляющих успехах своего предприятия.

- Что, по-вашему, главное, обеспе­чивающее такие достижения? – спро­сил один из нас.

- Дружба народов, - вполне се­рьезно ответил он. Русская устрем­ленность «вперед и выше», эстонская дисциплинированность и точность, абхазская коммерческая хватка – вот так и живем. А когда в делах порядок, то и на душе порядок, то и красоты хо­чется.

Красоты люди здесь не просто хо­тели. Они её создавали и берегли. У них было общее дело. Была справед­ливость в оценке их труда и в возна­граждении за труд. Была возможность безгранично духовно совершенство­ваться. Многие рабочие совхоза учи­лись заочно в вузах и техникумах. Лучшим выпускникам школы, кото­рые усердно учились на дневных от­делениях вузов и техникумов, совхоз платил свою стипендию. Не было вза­имотерпимости (толерантности, как любят говорить все, не любящие рус­ский язык), было взаимопонимание и взаимоуважение.

В подобное сейчас не верят мно­гие. За 20 лет целому поколению вби­вали в голову, что социализм – это серость, нищета, мрак, ГУЛАГ. За со­циалистическое прошлое нынешние власти требуют покаяния.

А я от этой власти не покаяния тре­бю. Требую привлечения к уголовной ответственности тех, кто лишил граж­дан СССР Отечества – развалил 20 лет назад Советский Союз, кто отнял у людей работу, возможность уверенно смотреть в будущее, кинул в пучину дикого рынка. Как справедливо на­писал в нашу газету Х.Сарбалаев, «об­рушил основы бытия». Не творческий, созидательный труд, а умение лов­чить, мошенничать, спекулировать, воровать стали определять высокий социальный статус человека.

Это по всем законам мирским и божеским несправедливо. Но бороть­ся за справедливость в нынешней России законными методами невоз­можно.

Власть и начальство выше подо­зрений. Астраханский губернатор на запрос депутатов-коммунистов отве­чает, что «прошлое чиновника в ран­ге министра мы изучать не будем». А этот министр-чиновник уволок из бюджета Астрханской области 117 миллионов рублей.

Прокуратура на бесчисленные жалобы о взятках, злоупотреблениях, рейдерских захватах предприятий, о наркоторговле, об откровенном бан­дитизме отвечает: в результате про­верки нарушения закона не выявлено.

Что же народу остается? С охотни­чьими ружьями и топорами отражать атаку вооруженных бандитов, как в Сагре. Сагринцам грозила прямая опасность быть убитыми, ранеными, искалеченными. В условиях крайней необходимости они вынуждены были обороняться. Понадобилось бы их мужество, если бы милиция вовремя среагировала на заявление сельчан о том, что в их селе обосновались нар­кодилеры? Не понадобилось бы. И конфликта бы не было. Произошед­шее в Сагре – яркий пример того, что криминал интернационален. Нарко­дилер – цыган по национальности – на помощь призвал несколько десятков вооруженных обрезами, травмати­кой, битами, холодным оружием кав­казцев.

В Сагре настоящие мужчины от­стаивали свое право свободно жить в своем селе. А вот что отстаивали бывшие десантники 2 августа этого года, марширующие к рынку Большие Исады в Астрахани? В большинстве своем расхристанные, с банками пива в р уках п од к онвоем ОМОНа о ни н е крылатой пехотой выглядели, а сдав­шимися в плен этому бандитскому режиму, они просто позорили боевой клич: «ВДВ не сдается».

Год живут под гнетом этого бан­дитского режима, а раз в году толпой, а не стройной колонной, идут громить спекулянтов. Ну, и чего добиваются? Бунтуют не первый год, а воз и ныне там. Ни в одной стране мира бунты не приводили к торжеству справед­ливости. Пока капитал диктует свои волчьи законы: жизнь – это война всех против всех, прав тот, кто пер­вый стреляет, «Кущевки» будут по­вторяться снова и снова. Пока он на­саждает свою мораль: если умный, почему не богатый? - унижение бу­дет уделом многих. И рано или позд­но унижение выливается в агрессию. Даже в самых развитых странах, где униженные не терпят таких лишений, как в нынешней России, молодеж­ные бунты – не редкость. Пример тому – Великобритания начала авгу­ста этого года.

Где же выход? Выход в трезвой, упорной, мужественной борьбе за со­циализм. Только социализм обеспе­чит каждому работу, достойное возна­граждение за труд и неограниченные возможности для творческого роста. И каждый крылатый пехотинец, вер­ный клятве: « ВДВ не сдается», в этой борьбе не лишний.

Т. КОЖЕВНИКОВА,
секретарь Астраханского обкома КПРФ