b_240_240_16777215_0_0_images_news_2014_06_11006.png

Эти заметки – размышления о степени защищенности наших женщин-детей войны не только от капризов природы, но и социально-экономических, бытовых потрясений появились у меня после многочисленных поездок по районам области для встреч с участниками нашей организации «Дети войны».

Народу на такие встречи, как правило, собирается много. Разве есть в России семья, которой не коснулась война? Но в залах преимуще­ственно женщины. Головы многих по давней крестьянской привычке покры­ты платочками, из-под которых – утом­ленные, но исключительно светлые, доброжелательные, истинно материн­ские взгляды, проникнутые извечной тревогой за близких.

Да-да, за близких, а не за себя. Все лучшее – детям, внукам. Им сейчас и компьютер, и машина, и куртки по по­следней моде, и деньги на отдых в Тур­ции, например. Конечно, и самой не мешало бы кофточку новую заиметь, да и пальтишко давно повыцвело. Нет, не сейчас. У зятя скоро день рождения, а там – младший внук в первый класс пойдет.

И распределяют бабушки свои сверх­скромные пенсионные денежки на под­держку детей и внуков, на оплату услуг ЖКХ и совсем чуть-чуть – себе на про­дукты. На кофточку, а уж тем более на пальто – не получается с 5 700 рублей в месяц. На лекарства тоже не хватает.

И вот у меня уже комок к горлу при виде до времени постаревших лиц, огрубевших, искорёженных полиартри­том кистей рук. Тех самых рук, которые бережно выхаживали когда-то млад­ших сестрёнок и братишек, помогая маме, оставшейся вдовой в 25-27 лет с несколькими детьми.

Участь старшей сестры была особен­но ответственной. Не зря об этом и на­писано немало книг, немало и фильмов снято. С годами эта внутренняя уста­новка-заботиться о других – только уси­ливалась, становилась нормой жизни. Подумать о себе всегда было некогда. А время летело. Вот и станция с названи­ем «Поздно».

Сам я, рано оставшийся без матери, остро осознаю роль женщины в семье: бабушки, матери, старшей сестры, дру­гих родственниц, которые в суровые военные годы поддерживали много­численных детей-сирот. Низкий им всем поклон.

Но вот не даёт покоя обида за них сегодняшних. Почему, особенно у сель­чан, такие маленькие пенсии?

Оплата труда в колхозах, совхозах никогда не была высокой. Но почему бы людям старшего поколения не ин­дексировать пенсию по более высоко­му коэффициенту? До каких пор нашим бабушкам видеть толпы иностранных туристов пенсионного возраста на фоне белоснежных лайнеров, в удоб­ных и красивых современных одеждах и вздыхать с горькой улыбкой: «Это не для нас».

Ранее я часто бывал в других стра­нах. Могу подтвердить: на западе роди­тели не удерживают возле себя детей так долго, как это принято у нас.

Более того, их готовят к самостоя­тельной жизни с детства. Школьники, начиная с младших классов, продают газеты, моют посуду в кафе, работают дворниками…

Мы же стараемся уберечь детей от раннего труда. Почему? Исторически так сложилось. Вот мнение моего то­варища, он тоже из поколения детей войны: «Мы, дети войны, работали на­равне со взрослыми женщинами, ста­риками. Помню, везли мы сено, через реку пришлось перебираться по льду. Быки скользят, упрямятся, а до берега метров двадцать. Лед кое-где начал трескаться. Я разулся (жалко было об­увку мочить) и босиком повёл быков на более крепкий лёд. На берегу уже ног не чувствовал. Долго болел после это­го. Вскоре похоронку принесли: отца не стало».

На встрече в Икрянинском районе рыбачка Астахова рассказала, как под­ростком заготовляли лёд для Оранже­рейнинского рыбокомбината, потом работала на приёмке рыбы. Тяжелей­ший, абсолютно недетский труд был нормой для детей войны.

Отсюда и естественное желание за­щитить своих детей от моральных и фи­зических перегрузок, которые довелось пережить самим. Такова наша история, наш уклад жизни, наша проблема.

В своей бескорыстной любви к ближ­ним, заботе о них женщины абсолютно забывали о себе. А рядом росли эгои­сты. Мало ли сегодня случаев, когда стариков, всю жизнь посвятивших за­боте о семье, выживают из дома гру­бостью, унижением. Некоторые из них пополняют отряд бомжей. А сколько в судах дел в связи с разделом наслед­ственного имущества!

В Астрахани открыт приют времен­ного проживания людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Боль­шинство его контингента – пожилые люди, всё отдавшие своим детям.

В советское время в сёлах области открывались дома для ветеранов. Был такой дом и в селе Сизой Бугор с акку­ратными комнатами на двоих, ухожен­ной столовой с большим самоваром, красивым чайным сервизом, с комна­той отдыха, где был телевизор, удоб­ные кресла.

А вокруг дома проживающие в нём и их помощники разбили фруктовый сад.

Помнится, как гордился этим домом бывший в то время председателем Си­зобугоринского сельсовета Гарифулла Имзеевич Искалиев.

А уж как были рады бабушки, быв­шие доярки, овощеводы, оставшиеся в старости одинокими. Многие из них до войны не успели выйти замуж или в во­йну остались бездетными вдовами.

Сейчас этого доброго дома для вете­ранов уже нет. А жаль.

Но такая форма поддержки пенсио­неров сохранилась, например, в Зелен­ге, Тумаке. Значит, надо и в других сёлах вернуться к такой практике, развивать её.

Старость каждого должна быть до­стойной, а для этого у человека должна быть возможность жить самостоятель­но, а не под диктовку и ворчание род­ственников, считающих его помехой. Наши люди, а женщины в особенности, заслужили такое право.

Мы, члены общественной организа­ции «Дети войны», считаем, что сейчас исключительно важно разработать и принять федеральный закон о повы­шении степени социальной защищён­ности женщины-пенсионерки России. Предусмотреть в нём и повышение пенсий, и медицинское обслужива­ние, особенно в сельской местности, и доступность санаторно-курортного лечения, а также возможность участво­вать в разнообразных творческих объ­единениях. Предусмотреть на всё это финансирование из государственного бюджета.

Вроде бы многое для пожилых де­лается. Широкую популярность полу­чили повсеместно центры по работе с населением Минсоцразвития. Оказы­вается социальная помощь на дому. Но крайне трудно, к примеру, найти сиделку для лежачего больного. Для перевозки тяжелобольных приходится вызывать платную «Скорую» за две ты­сячи рублей. Закрыт санаторий-профи­лакторий в Оранжерейном, где за госу­дарственный счёт многие пенсионерки области поправляли здоровье и отды­хали, получив путёвку в органах соцза­щиты, а нового ничего не предложено.

В области разработана и уже дей­ствует программа подготовки к 70-ле­тию Великой Победы. К 69-й годовщи­не (к 9 мая 2014г.) В Астрахани и области прошла масса благотворительных ме­роприятий для ветеранов войны и тру­да, но организация «Дети войны» была обойдена. Не хотелось бы повторения подобного. Вклад детей войны в Ве­ликую Победу, в послевоенное восста­новление страны очевиден для всех.

Женщины – наиболее впечатлитель­ная и ранимая половина человечества. Им особенно важно и доброе слово, и искреннее участие в решении их набо­левших проблем.

Пора государственным мужам глуб­же об этом задуматься и помочь росси­янкам, перенесшим трудное военное детство, обрести достойную жизнь.