02009Что приводит к образованию монополий?

Свободная конкуренция эпохи промышленного капитализма приводит к  вытеснению мелких предприятий крупными. Происходит концентрация производства, т.е. сосредоточение его на более крупных предприятиях. Наряду с концентрацией капитала происходит также его централизация.

Конкуренция между крупными капиталистами становится особенно острой и разрушительной. Каждый из них стремится захватить в свои руки рынок, уничтожить конкурентов. Если же это невозможно, то они пытаются договориться между собой о размерах  выпуска продукции, ценах и.т.д.  Нескольким десяткам гигантских   предприятий легче прийти к соглашению, чем сотням  и тысячам  мелких. Так концентрация и централизация капитала и  производства приводят к возникновению монополий.

Монополии – это гигантские капиталистические объединения, единовластно хозяйничающие в одной или даже нескольких отраслях  экономики. Они возникли как закономерный результат концентрации  производства и капитала.

Тот факт, что при империализме  свободная конкуренция сменяется монополией, не означает  отмены всякой конкуренции.  В капиталистических странах сохраняются и мелкие частные собственники. Конечно, они не в состоянии бороться против монополистических объединений и вынуждены платить  монополиям своеобразную  дань.

Так, большинство фермеров оптом продают свою продукцию  крупным торговым компаниям, которые затем перепродают ее в розницу. Фермер беззащитен перед монополиями, ему приходится принимать назначенную ими  цену. Пользуясь этим, монополисты снижают оптовые цены и повышают розничные. Этот пример позволяет понять механизм образования монопольных цен.

Накапливая  огромные избыточные   капиталы, монополии стремятся пустить их в оборот. Не довольствуясь прибыльными  вложениями капитала  в национальную экономику, монополисты лихорадочно ищут новое поле для своей деятельности, все в больших размерах  вывозят капиталы, вкладывают их в промышленные и торговые предприятия за рубежом.

Современные монополии к настоящему времени переродились в транснациональные корпорации (ТНК). ТНК — это крупнейшие монополии мира, имеющие сеть филиалов  за пределами своей страны. Сеть ТНК  владеет третью всех производственных фондов планеты, производит 40%  общепланетарного продукта, осуществляет более половины внешнеторгового оборота, более 80% торговли высшими технологиями и контролирует 90% вывоза капитала. Можно сказать, что планета превратилась в единую экономическую систему, управляемую только общими рыночными принципами  системы ТНК.

Ситуация на мировом рынке нефти практически полностью определяет ТНК, которая известна под именем «Семь сестер». В нее  входят пять американских компаний и две британские. Можно написать не один детективный роман о том, как эта семерка шла к власти не только в нефтяном бизнесе. Здесь нарушаются все антимонопольные законы, ибо эта корпорация международная и ей никакие государственные законы не указ. Именно ТНК правят бал не только в экономике, но и во внешней политике. Пример тому — известное утверждение Президента США Трумэна: «Американская нефтяная деятельность является в практическом плане инструментом  внешней политики США».

Другой  пример — образование и деятельность Международного валютного фонда (МВФ). По существу, это тоже ТНК, ведущая активную международную деятельность. В 1958 г.  Латинская Америка была должна МВФ  257  миллиардов долларов,  исправно  платила проценты по обслуживанию долга и выплатила за последующие 14 лет — 417  миллиардов долларов. В результате  долг этих стран составил 547 миллиардов  долларов!

Реформы по лекалам МВФ в Боливии (приватизация и переход к либерально-рыночным отношениям) привели к тому, что она лишилась за десять лет 32 миллиардов долларов от нефтяных доходов и оказалась в числе беднейших государств Южной Америки. «МВФ государствам помогать никогда не будет, это инструмент доминирования и интервенции», — заявил президент Боливии Эво Моралес. Сотворенное в начале 90-х годов прошлого века «аргентинское экономическое чудо» через десять лет обернулось стомиллиардным долларовым долгом и дефолтом.

Но все это, как говорится, еще цветочки. В 1989 году МВФ предоставил Руанде заем при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам и проведет девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и как следствие — кровавую гражданскую войну, в которой погибли более полутора миллионов человек.

Спонсируемые МВФ программы уничтожили индустриальный сектор, увеличили внешний долг Югославии, ввергли ее экономику в кому. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и гражданской войне, унесшей 600 тысяч жизней.

Политика МВФ, вызвавшая обнищание народа, способствовала серии «цветных революций» на постсоветском пространстве. Последний горький пример — крах Украины, который ускорили посулы, требования фонда и финансовая поддержка профашистских сил, совершивших государственный переворот и добивающих экономику некогда процветавшей советской республики.

Когда в Мексике были открыты огромные месторождения нефти, США «помогли» их освоить – и за 1983-1987 годы Мексика выплатила кредиторам в виде процентов 48 миллиардов долларов, погасив лишь 18 миллиардов основного долга. На каждый доллар займа страна выплачивала 2,5 доллара.

После войны Польша взяла кредитов на 45 миллиардов долларов. К 1986 году Польша выплатила кредиторам 48 миллиардов долларов и еще 35 миллиардов долларов осталась им должна. Это – как снежный ком!

В 2015 году внешний долг Греции составил около 320 млрд. евро. По 30 тысяч на душу населения. Отдать такое невозможно в принципе. Более того: даже обслуживать этот долг, аккуратно платя проценты, невозможно. И можно предположить, что Греция – не последняя в серии европейских долговых крахов. Сегодня на очереди – Испания с Португалией.

Такое положение не является случайностью. Это – закономерность работы по принципу долговых капканов, целенаправленная внешнеэкономическая политика развитых стран. Имея в развивающихся странах лишь 25 процентов своих активов, американцы и транснациональные банки корпорации получают там около 50 процентов чистой прибыли.

По данным ООН, в 1980-1982 годах богатые страны дали бедным странам 49 миллиардов долларов, а в 1983-1989 годах взяли с них же 242 миллиарда! Главная цель этих «благодетелей» — держать конец этой петли, держать до бесконечности в своих руках и в максимальной степени превратить долги в материальные ценности, которые станут собственностью кредиторов.

Рынок управляется сиюминутными предпочтениями, выгодами сегодняшнего дня  и поэтому представляет собой арену различных спекуляций, в том числе особенно выгодных — валютных.  Отсюда очевидно, что наиболее талантливые жрецы бизнеса устремились в валютную сферу. Так, на  каждый доллар, обращающийся  в производственной сфере мировой экономики, приходится 50 долларов, замкнутых на чисто финансовую сферу, главным образом паразитических спекуляций.

Классический пример — Джордж Сорос, который только на повышении налогов в Великобритании вполне легально заработал один миллиард  долларов.

Кто разработал учение об империализме?

Понятие империализма ввёл в оборот английский экономист Дж. А. Гобсон в своей одноимённой книге («Империализм», 1902), где он рассматривал соответствующие явления, как новую стадию развития капиталистического общества. В.И. Ленин в 1916 году в своей работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» детально разработал эту категорию, применив её для обоснования теории и практики классовой борьбы и социалистической революции.

Ленин показал в этой книге, что империализм – это высшая и последняя (!) стадия капитализма, в которую он вступил в конце XIX и начале XX века, когда с полной очевидностью определилось господство капиталистических монополий. В этот период капитализм уже не является «прогрессивным», он превращается в паразитический и загнивающий капитализм.

Империализм – последняя и высшая стадия капитализма, которая вплотную подводит пролетариат к социалистической революции.

Ленин в своей работе подчеркивает, что империализм есть умирающий капитализм. Это, конечно, не означает, что капитализм сам отомрет или «сгниет на корню». Ленин всегда учил, что без революции рабочего класса невозможно свергнуть капитализм.

Изучая доимпериалистический капитализм, Энгельс и Маркс пришли к выводу, что социалистическая революция не может победить в одной, отдельно взятой стране, что она может победить лишь при одновременном ударе во всех или в большинстве цивилизованных стран. Но Ленин опроверг эту установку как устаревшую на основании данных об империалистическом капитализме и дал новую теоретическую установку, в силу которой одновременная победа социализма во всех странах считается невозможной, а победа социализма в одной, отдельно взятой капиталистической стране признается возможной.

«Раньше принято было говорить о наличии или отсутствии объективных условий пролетарской революции в отдельных странах, или точнее – в той или иной развитой стране. Теперь эта точка зрения уже недостаточна. Теперь нужно говорить о наличии объективных условий революции во всей системе мирового империалистического хозяйства, как единого целого, причем наличие в составе этой системы некоторых стран, недостаточно развитых в промышленном отношении, не может служить непреодолимым препятствием к революции, если система в целом или, вернее, – так как система в целом уже созрела для революции» (Сталин).

«Где начнется революция, где прежде всего может быть прорван фронт капитала, в какой стране? Там, где больше развита промышленность, где пролетариат составляет большинство, где больше культурности, где больше демократии, – отвечали обычно раньше. Нет, – возражает ленинская теория революции, – не обязательно там, где промышленность больше развита и пр. Фронт капитала прорвется там, где цепь империализма слабее, ибо пролетарская революция есть результат разрыва цепи мирового империалистического фронта в наиболее слабом ее месте, причем может оказаться, что страна, начавшая революцию, страна, прорвавшая фронт капитала, является менее развитой в капиталистическом отношении, чем другие, – более развитые, страны, оставшиеся, однако, в рамках капитализма» (Сталин).

В чем заключаются основные

признаки империализма?

Ленин указал пять основных признаков империализма:

«1. Концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни;

  1. Слияние банковского капитала с промышленным и создание, на базе этого «финансового капитала», финансовой олигархии;
  2. Вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение;
  3. Образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир, и
  4. Закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами.

Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами» (Ленин).

Продолжение следует