«Большая вода – беда, малая – трагедия»

А.П. Гужвин

От фактического гидрологического режима Волги в мае-июне зависит весь нерестовый цикл рыб: массовый нерест производителей, инкубация отложенной икры, выклев и нагул личинок.

Режим должен обеспечивать максимально продолжительную рыбохозяйственную полку с ежесуточными расходами воды не ниже 16 тысяч куб м/сек для формирования жизнестойких стадий молоди. Однако значение имеют не только объёмы сбросов, но и их темпы и продолжительность, чтобы пиковые уровни держались как можно дольше, не менее трёх недель. При резком падении воды икра остаётся сохнуть на траве.

В этом году запасы воды в водохранилищах Волжско-Камского каскада ГЭС были удовлетворительными, и астраханцы ожидали нормальное половодье, при котором будет обеспечена нормальная рыбохозяйственная полка.

Но события развивались совсем не так, как предполагалось.

4 апреля на заседании Межведомственной рабочей группы (МРГ) по регулированию работы водохранилищ Волжско-Камского каскада ГЭС участники от Астраханской области вместе с волгоградцами предлагали установить максимальный ежесуточный сброс в объёме 26 тысяч куб м/сек в течение 10 дней. МРГ постановила, что эти объёмы будут соблюдаться всего 7 дней при сбросе с Волгоградского гидроузла.

Но это постановление не было выполнено. Максимальные расходы выполнялись только 5 дней, с 17.04 по 21.04., и составляли не 26 тысяч куб м/сек, а 25 600 – 25 800 куб м/сек. На 27 апреля, по данным КаспНИРХа, было залито 50% полоев.

28 апреля состоялось очередное заседание МРГ, в котором приняли участие представители Росгидромета, Росрыболовства, Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Самарской областей, Республики Татарстан.

Предварительно губернатор Астраханской области обратился с официальным письмом к руководителю федерального агентства водных ресурсов Д. Кириллову с просьбой продлить сбросы в объёме 16 тысяч куб м/сек до 60 суток для рыбохозяйственной полки, а по её окончании снижать динамику специального попуска до меженного расхода не более 1000 куб м/сек, чтобы обеспечить нормальные условия для нагула рыбной молоди.

Были ли учтены интересы и рядовых астраханцев, и администрации области? Об этом может поведать любой, кто бывает на берегах наших водоёмов.

Вот что рассказывает известный очень многим Олег Сарана:

- На севере, в Ахтубинском районе, вода на прошлой неделе (последние дни апреля) упала на метр, а то и больше по вертикали, а по горизонтали пологая пойма фактически высохла за несколько дней. Вода осталась только в ериках и глубоких озёрах. «Fish-яйца» тоже высохли, молодь и выклюнуться не успела. На широте Володарского района и Астрахани вода 29 апреля ещё прибывала. Рыба активно нерестилась на мелководье, в том числе и сазаны. А на следующий день упала на несколько сантиметров, и я специально съездил на нерестилища посмотреть, что там происходит. Полои были мертвы. Объехав самые «сливочные» места возле посёлка Володарский, я не увидел ни одного сазана. Лишь несколько стаек карасей продолжали икромёт. И это на огромной территории, которую я объехал на машине за полдня…

За замор рыбы по вине конкретного лица или организации, даже если это произошло по неосторожности, виновников сурово наказывают.

А с кого спросить за скомканный нерест? Кто не может или не желает обеспечить рациональные сбросы с каскада ГЭС. Кто «оптимизировал» систему гидропостов в бассейнах Волги и Камы? Результат? Отсутствие прогноза приточности – одна из причин невозможности разумно обосновать сбросы.

В этом году, как и почти все предшествующие годы XXI века, надежды на благоприятные условия для нереста не оправдались. Природе и экономике Волжского Понизовья в очередной раз нанесён колоссальный, не поддающийся подсчёту ущерб.

P.S. Промышленные уловы воблы упали на 30% по сравнению с прошлым годом. По данным КаспНИРХа, в этом году в Астраханской области установился антирекорд по вылову воблы за всю историю промысла.