b_240_240_16777215_0_0_images_news_2014_05_14006.png

КОМСОМОЛЬСКАЯ ЮНОСТЬ

ШЛА ЗИМА 1956 ГОДА. Седьмой «а» класс с отдачей всех своих сил грыз гранит науки. Каждый из нас понимал меру ответственности перед самим собой, перед школой, перед родителями, перед страной. Для того, чтобы реализовать её, все мы вкладывали в учёбу своё время и старание.

Самому младшему в седьмом классе было 14 лет. Пришло время вступления во Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи. Секретарём комсомольской организации школы была проведена большая работа по подготовке кандидатов в члены ВЛКСМ. Устав комсомола, как говорится, отскакивал от зубов, автобиография чётко отложилась в памяти, оценки, как текущие, так и четвертные, прочно зафиксированы в уме.

Однако из всех кандидатов не получил комсомольский билет только Гера Ведерников. К тому времени ему исполнилось только тринадцать лет и одиннадцать месяцев. Этот недостаток обнаружил секретарь райкома, и вступление Геры в ряды ВЛКСМ было отложено. Через месяц отмеченный недостаток был устранён, и новому комсомольцу был вручён долгожданный билет (он хранится дома до настоящего времени).

Но были ученики-переростки, которые в силу влияния Отечественной войны пришли в школу восьми-девятилетними. Им, уже повзрослевшим в школьных стенах, требовалась реализация своих физических и моральных сил. На этот счёт у Правительства СССР было стратегическое решение в отношении образования подрастающего поколения. Семилетнего школьного обучения считалось достаточным для продолжения обучения и приобретения профессии в средних специальных учебных заведениях, в ремесленных и фабрично-заводских училищах. Выпускники таких образовательных учреждений успешно строили заводы и гидростанции, военно-морские и гражданские суда, поднимали целину, устремлялись в космос. Перед окончанием «семилетки» каждый задумывался: «Кем быть? Куда пойти учиться?» Эти вопросы стояли и перед учащимися седьмого «а» класса средней школы № 15. И шли, и учились, и строили социализм в своей стране.

В семье Забродовых Юра, учащийся седьмого «а» класса, был старшим мужчиной, остальные - женщины. После занятий в школе, небольшой прогулки от улицы Коммунистической до улицы Дзержинского, то есть от школы до дома, приходилось заниматься домашними делами: носить вёдрами воду на второй этаж, колоть дрова, колоть уголь для печи, выносить помои и много-много других домашних дел. Потому- то пришлось ему школьное образование ограничить семилеткой и идти учеником станочника на завод имени Урицкого, который располагался через улицу от дома. За два с небольшим года он освоил токарное дело, научился работать на фрезерном и строгальном станках. Но больше всего его привлекла работа на шлифовальном станке. Завораживала тонкость и точность процесса обработки шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. Когда вращающейся в центрах металлической детали, изогнутой в три погибели, касается шлифовальный круг и из-под него сыпется поток искр, сердце закатывается от такой красоты.

Настало время отдать священный долг Родине. Забродов Юрий Михайлович был призван в подводный военно-морской флот. Повезло ему. Он служил в качестве кока подводного корабля. Но время, в которое пришлось ему служить, было очень неспокойное. Разразился Карибский международный кризис 1962 года, вызванный агрессивными действиями США, направленными на удушение Кубинской революции 1959 года. Для поддержки кубинских революционеров СССР послал в Карибское море надводные и подводные корабли. На одной подводной лодке нёс службу старшина второй статьи Забродов Юрий Михайлович. Операция была секретной. Лодка несколько месяцев лежала на дне, готовая в любой момент приступить к выполнению боевой задачи… Всплывали в случае крайней необходимости - зарядить аккумуляторные батареи, закачать в резервуары воздух, вздохнуть глоток-другой свежего ночного пьянящего воздуха и опять ныряли на дно морское. Хороший подводник - это сытый подводник. Зная эту морскую заповедь, он отлично нес «свой крест» вдалеке от родных берегов. Экипаж лодки был доволен и морским борщом, и макаронами по-флотски, и другой снедью, приготовленной коком Юрой.

Тяжела служба на море, особенно если она проходит на глубине ста или более метров. Но велика сила морской дружбы. Дух единства и морского братства помогли перенести все тяготы службы подводника.

Урегулирован кризис. Лодка вернулась в родную гавань. Демобилизованный старшина вернулся в Астрахань. Родной завод принял подводника с большой радостью. Снова родной коллектив механического цеха, знакомый шлифовальный станок. Работа по ремонту двигателей давала осознание того, что они, отремонтированные тобой, дают свет и тепло сотням, тысячам речников и моряков, находящихся в рейсах на реках и морях СССР. Так и работал честно и добросовестно, высококачественно до выхода на заслуженный отдых дитя войны - Забродов Юрий Михайлович.

У каждого учащегося седьмого «а» судьба сложилась по-разному. Для младшего Ведерникова не было другого выбора, как после школы учиться ремеслу, связанному с пароходами, пристанями, баржами и всем тем, что называется великой рекой Волгой. Всеми фибрами души своей он был связан с этой обстановкой. Пришла весна, а с ней экзамены на зрелость, на подготовленность к дальнейшей жизни. Началась «разведка» дальнейшего жизненного пути. На улице Розы Люксембург, в сотне метров от Волги, в красивейшем здании располагалось Астраханское Речное училище. Многие юноши, проходя мимо высоких, массивных парадных дверей с замиранием сердца глядели на то, как из них выходили стройные, одетые во флотскую черную форму, увенчанную голубым с тремя белыми полосками воротником, на флоте называемом гюйс. Курсанты-выпускники, прошедшие военную стажировку на боевых кораблях Военно-морского флота, щеголяли по училищу и набережной Волги, сверкая серебром или золотом (в зависимости от выбранной специальности) на новеньких погонах. Это, как магнитом, притягивало молодых парней к училищу и всё больше разжигало их желание поступить в это учебное заведение.

Не был исключением и четырнадцатилетний Гера Ведерников. Сколько раз он подходил к завораживающему КПП училища и с нетерпением ждал окончания седьмого класса. Но судьба сыграла злую шутку. Приказом Министра Речного флота Шашкова З.А. набор абитуриентов в средние специальные учебные заведения разрешался только с десятилетним среднем образованием. Пришлось продолжать обучение в восьмом, девятом и десятом классах. Интересно, как бы сложилась его жизнь, если бы он поступил в училище в 1956 году?