Какая музыка была!

Какая музыка звучала,

Когда проклятая война

И души и сердца попрала.

А.Межиров


 

21 августа в 20 часов среди развалин Цхинвала зазвучала музыка Чайковского и Шостаковича. Тысячи людей, находящихся в этом разбомбленном городе, и миллионы телезрителей, для которых беда Южной Осетии и их беда, слушали оркестр Мариинского театра под управлением дирижёра и художественного руководителя Валерия Гергиева. Прервав на день гастроли в Лондоне, оркестр прилетел в Цхинвал, чтобы дать концерт «Вам, живым и павшим». Самый известный в мире осетин, как называют Валерия Гергиева, - плоть от плоти своего народа. «В детстве я много получил от природы… В горных ущельях нас окружала суровая, чистая красота. Это ощущение счастья от высокого прозрачного неба, ледяной воды и кипящих брызгами рек, от птиц, как бы висящих в небе. Я был ближе к солнцу и горным пропастям, чем остальные, поскольку пронзительнее, яснее чувствовал, впитывал. Вот эта энергия гор и солнца, наверное, питает меня до сих пор», - говорит он.

Энергия этого человека поражает. В 19 лет (1972 г.) принят в Ленинградскую консерваторию на факультет симфонического дирижирования. Будучи третьекурсником (1975 г.) становится вторым дирижёром симфонического оркестра в Свердловске. В декабре 1976 г. – победитель Всесоюзного конкурса дирижёров. 1977 год – первое место на Международном конкурсе дирижёров в Берлине. В этом же году 24-летний Гергиев – дирижёр-ассистент в Ленинградском оперном театре им. С.М. Кирова (сейчас Мариинский театр).

6 мая 1988 года на общем собрании коллектива Кировского театра был избран главным дирижёром. «Я обещал себе и людям, что сделаю всё, чтобы в Кировском театре на первом месте было профессиональное дело…».

Обещание это он сдержал сполна. Виталий Фиалковский пишет: «…талант и безудержная энергия одного человека подняли с колен театр-колосс во времена, никак этому не способствовавшие. Концертный зал Мариинского театра, возникший из пепла (в буквальном смысле слова), символически выражает то, что удалось за двадцать лет «у руля» Валерию Гергиеву – вернуть Кировскому (Мариинскому) театру уважение к себе и преумножить заслуженную за 225 лет славу».

В творческой деятельности этого неистового человека меня поражает больше всего стремление «дойти до самой сути». «Хованщина, «Князь Игорь», «Борис Годунов» - это фактически новые работы.

Приступая к обновлению спектакля, Гергиев учитывает всё, «экономику» не в последнюю очередь: сшить костюмы, «переписать» декорации, «перестучать» в столярных мастерских комплекс креплений и балок – всё это так же важно, как и петь. И всё это учитывается и анализируется. Капитальное обновление – так можно сказать о многих спектаклях, подготовкой которых руководил Гергиев.

Обновление ради максимального приближения к автору. В «Хованщине» раскрыты купюры, звучащее пространство расширено на 30 минут. Первый вариант «Бориса Годунова» был дважды отвергнут дирекцией императорских театров, несмотря на твёрдую уверенность Мусоргского, что его «Борис» не требует поправок . И Гергиев представил нам эту оперу в первозданном виде. Сегодня мы имеем возможность сравнивать фактически два произведения одного композитора на одну тему. Огромная работа в театре, каскад гастролей в десятках стран мира буквально на всех континентах, осуществлённые идеи по пропаганде русской классической музыки во всём мире: международные фестивали Мусоргского, «Звёзды белых ночей». И откуда только силы берутся! Вот одни сутки Гергиева. Открытие новейшего театра в Пекине. Такого нет ещё нигде в мире. Десятки коллективов претендовали на то, чтобы участвовать в этом пафосном событии, но Цзян Цзэминь, поклонник оперы, сам исполняющий многие сольные партии различных опер, был лаконичен. Гергиев и Мариинский театр. За одни сутки маэстро успевает прилететь из Нью-Йорка в Москву, отыграть в Москве Рождественский концерт и заодно решить некоторые проблемы своего театра, затем прилететь в Пекин и напряжённо репетировать с оркестром до полуночи в новом «необжитом» зале, к которому надо приспособиться.

А на следующий день пекинцы слушали русскую оперу «Князь Игорь». Как писали газеты десятков стран мира, оркестр под управлением Гергиева был точен и в темпераментном вихре танцев кочевников со сверкающими медными барабанами, и в суровых величественных русских распевах, и в струнных фигурациях томных девичьих танцев, и в зловещих раскатах набата, концентрирующих энергию трагедии».

Валерия Гергиева отличает чёткая гражданская позиция. «Смысл работы театра, по моему глубокому убеждению, - говорит он, - не в количестве опер или гастролей, хотя и это важно, смысл в выборе. В созвучии дню нашему, мыслям и болям сегодняшнего человечества».

Как свою собственную боль воспринимает Валерий Гергиев боль разделённого осетинского народа. Трагедия Беслана, трагедия Южной Осетии – его трагедия. Перед выступлением оркестра в Цхинвале он на трёх языках обратился к присутствующим и ко всему миру: «Вы перенесли чудовищную бомбёжку – прямым огнём, на уничтожение людей, по спящему городу. К вам пришли агрессоры, которые делали это прямо перед открытием олимпийских игр. После бесланской трагедии потерять ещё две тысячи людей – это страшная потеря. Я надеюсь, что наш народ никогда больше не столкнётся с такими испытаниями». А потом заговорила музыка. Ленинградская симфония Шостаковича для переживших войну горожан, ополченцев и российских солдат, спасателей и строителей была понятнее многих слов. Эта симфония в блокадном Ленинграде впервые исполнялась 9 августа 1942 года. По расчётам гитлеровцев город уже должен был быть в их руках, но Ленинград выстоял, и пока звучала эта симфония, там не упала ни одна бомба.

К 9 августа 2008 г., по планам саакашистов, Цхинвал должен был принадлежать им. Руки оказались коротки.

21 августа защитники Цхинвала вдохновенно слушали Чайковского и Шостаковича. Невольно несколько перефразировались стихи А.Межирова:


 

Какая музыка во всём,

Всем и для всех – не по ранжиру.

Осилим. – Выстоим… Спасём…

Взывали яростно, навзрыд,

Одной единой страсти ради

И Шостакович – в Ленинграде,

И Гергиев в Цхинвале.


 

Осилили и выстояли. От политиков теперь зависит, от руководства России прежде всего, чтобы жертвы этой войны среди российских военных, среди ополченцев и мирных жителей не оказались напрасными.

Чего бы там «далеко на Западе» ни говорили, большинство жителей Южной Осетии – граждане России. И их безопасность должна быть надёжно защищена.


 

Тамара КОЖЕВНИКОВА