Окончание. Начало >>

Находясь в далекой ссылке за издание про­изведений, в которых содержались револю­ционные идеи, Салтыков-Щедрин испытывал невыносимое одиночество, напряжение всех человеческих сил. Как-то ранней весной он сто­ял на берегу реки Камы. Удивительной красоты русский простор открылся ему с высокого бе­рега. «В виду этого простора, в виду этой силы стихии, в одно и то же время и разрушающей и оплодотворяющей, человек чувствует себя отрезвленным, чувствует, как встает и растет во всем существе его страстный порыв к ши­рокому раздолью, который дотоле дремал на дне души, подавленный кропотливостью жиз­ненных мелочей». («Тихое утро»). Очень по­этично написал об этом исследователь жизни и творчества великого писателя К.И. Тюнькин: «И, может быть, именно тогда проснулась в Салтыкове-Щедрине невиданная творческая сила, просившаяся на волю…Стоя на этом хол­мистом берегу, вглядываясь в однообразные, но властно пленявшие ,притягивавшие дали лугов, воды и леса, ощущал Салтыков- с его чисто русской сдержанно-страстной натурой и пробуждающимся поэтическим гением – при­лив мощных, не находящих еще выхода, траги­чески скованных духовных сил, неудержимую потребность созидания … Поднималось и рос­ло и то безмерное негодование, тот гнев непри­ятия и другая боль, боль, вызываемая калеча­щими человека общественными неправдами… Это уже не была боль эгоистического одиноче­ства, это была негодующая боль сострадания, в недрах которой уже зрела будущая гениальная сатира». Молодой Чехов писал о Салтыкове- Щедрине: « Обличать умеет каждый газетчик …но открыто презирать умел один Салтыков. Да, любить Салтыкова-Щедрина нелегко, но верить ему необходимо. Как никто другой, Сал­тыков владел нелегким искусством говорить правду. Уйти, скрыться от щедринской правды не мог никто, никому не было дано спрятаться от нее за формулами официального оптимиз­ма или официальной ненависти ни за благо­душием либеральных фраз, ни за проповедью всепрощающей любви и бездеятельного сми­рения, этих будто бы истинно русских начал. И те читатели, которые понимали истинное со­держание творчества Салтыкова-Щедрина,… такие читатели не только не боялись, но и пре­клонялись перед ним и любили его, любили как художника, любили как человека». Один по­клонник творчества выдающегося писателя на­зывал его «святым старцем». Великий сатирик плакал, когда читал это письмо. Будучи тяже­ло больным, испытывая страшные боли, стар­ческий упадок физических сил, он продолжал работать, продолжал борьбу. Салтыков-Ще­дрин был много лет редактором прогрессивно­го журнала «Отечественные записки». Борьба писателя с царской цензурой была поистине героической и отнимала у него много сил и здоровья. Именно в эти годы сформировался эзоповский язык Щедрина. Журнал постоянно подвергался правительственным репрессиям, многие номера из-за произведений Щедрина арестовывались, во многих делались вырез­ки. Сказки Щедрина подвергались особенно тяжелому цензурному гонению, неоднократно запрещались. В 1884г. правительство запре­тило деятельность журнала «Отечественные записки». Это было страшным ударом для пи­сателя. Но он не сдался. Тяжело больной, он в последние годы жизни работал над автоби­ографической книгой «Пошехонская старина», где в миниатюре, на примере родового по­местья, виден был весь ужас самодержавно- крепостнической России. Особую известность приобрели его произведения: «История одного города», «Губернские очерки», «Господа Голов­левы», книга «Сказок» и др. Такие сказки мно­гие знают: «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист», «Дикий по­мещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и др. Эти произведения проникнуты неподража­емым остроумием, фантастикой, искрящимся юмором, сокрушительным, часто доходящим до сарказма. В своих произведениях Салтыков- Щедрин отразил со всей полнотой обществен­но-политическую борьбу в России в Х1Х в.

Салтыков-Щедрин – личность огромного величия и силы, личность гениального мысли­теля и художника, истинно русского человека. Как уже говорилось в начале статьи, «любовь к родной стране питала неутихающую боль, неутихающая боль рождала живые образы», которые и сейчас заставляют нас смеяться становиться лучше, честнее, справедливее, мудрее…

Те читатели, которые заинтересовались личностью писателя, могут прочесть о нем сле­дующие книги: К.И. Тюнькин. «Салтыков-Ще­дрин» -М.; Молодая гвардия, 1989-(ЖЗЛ);С.А. Макашин: « Салтыков-Щедрин. Биография.Т.1. М.,Гослитиздат,1951г.; «Салтыков-Щедрин».На рубеже 1850-1860 годов. Биография. М., «Худ. лит», 1972г.; «Салтыков-Щедрин». Середина пути.1860-1870-е годы. Биография. М., «Худ. лит»,1984; «М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоми­наниях современников»,Тт. 1-2 ,М., «Худ. лит.», 1975.

Ирина РАССКАЗОВА