В свое время наш гениальный химик Менделеев (не чета нынешним «химикам» от политтехнологий) в двух словах сумел выразить стратегию России относительно капиталистического Запада: «не догонять, а обойти».

И с построением социализма – по сути, осуществлением западной же, но антикапиталистической идеи – капиталистический Запад мы обогнали. По Марксу – на целую общественно-экономическую формацию! Продержавшись при Советской власти благодаря не только идеям, но и личностям Ленина и Сталина – свыше семидесяти лет, титаническим по своим свершениям…

Но дальше - развал, разруха. Хуже – ползучая контрреволюция и капиталистическая реставрация. Сплошь и рядом подобное происходило и при становлении капитализма. Естественно-исторические явления временного попятного движения – эти «сновидения» регресса наяву – сводили с ума мыслящих людей. Но чем заканчивались феодально-монархические реставрации? Своим окончательным поражением и полной победой нового, более прогрессивного строя – капитализма. Все это сопровождалось бегством новоявленной феодальной знати за кордон, ко дворам более удачливых «царственных» родственников, и растворением дворянства в не менее ядовитой, как вскоре оказалось, буржуазной среде.

«Да, пока что совкам надо бежать к китаезам!..» А что, верно подмечено: социализм в России не ушел в подполье, а отошел на заранее подготовленные Лениным и Сталиным китайские позиции. Примерно так же европейский капитализм подготовил себе неуязвимый для феодальных реставраций американский плацдарм.

Кстати, именно американскому «чистому» капитализму под напором кризиса пришлось впервые масштабно «социализировать» себя, повязав свое безудержное эксплуататорское развитие пресловутыми уже «социальными обязательствами бизнеса и государства». Примерно так же абсолютистски самый жесткий феодализм был навсегда повязан нарождавшейся банковской паутиной. Даже в этом первом приближении к исторической картинке можно вопросить: куда же собирается бежать от «коммунистического» Китая и собственного, подпорченного «социалкой» капитализма нынешняя миллиардерская знать? В Антарктику, на обратную сторону Луны? И зачем «совкам бежать к китаезам», если часть олигархов из России уже сбежала, а остальные собираются сбежать… Правда, туда, откуда местная буржуазная знать уже «слиняла»? Куда «слиняла»? Да в ТНК!

ТНК по преимуществу американского происхождения, но уже не американские, а сами по себе, ничьи. В своем роде новейшие «пираты его преподобия капитала». И в качестве примечания: наших «идейных» реставраторов-капитализаторов от уже сбежавших в западные ТНК отличает то «романтическое» обстоятельство, что они попытаются создать ТНК российского происхождения и за счет окончательного разграбления советского наследства. Другими словами, наши идейные хотят сбежать не на чужой пиратский корабль, а выйти на корпоративный «простор» собственной флотилией.

Так что с глобальной точки зрения разрастание ТНК и есть экономическое усиление совокупного, «мирового» капитализма. А вот с точки зрения локально-государственной сам факт экономического бегства ТНК с национальных «территорий» есть политическое ослабление капитализма в каждой «отдельно взятой» стране, со всеми вытекающими отсюда революционно-социалистическими последствиями. При китайской, даже опосредованной, поддержке весьма жизнестойкими. Но отсюда же и главнейшая мировая угроза – стремление консолидированного Запада разгромить «коммунистический» Китай еще до полного бегства ТНК от политэкономических тягот этой консолидации.

Пока же буржуазные правительства, в том числе и российское, уверяют нас всех, что они знают, как бороться с ожидаемой в 2012- 2015 гг. «второй волной» кризиса 2008-2009 гг. При этом экономисты- аналитики не могут прийти к соглашению относительно фундаментальных причин кризиса, а также его стихийности или рукотворности. В России население не взбунтовалось, хотя и «проснулось», а миллиардеров и миллиардов для «глубокой капитализации» потенциальных «своих» ТНК существенно прибавилось. Так что правительство «реформаторов» будет сильно разочаровано, если после выборов в Штатах «вторую волну» кризиса, не дай бог, отменят, так и не дав с ней «побороться».

Между тем, российские газеты вновь заполняются «антикризисной» схоластикой: от перепроизводства ли мировой кризис или же все-таки от падения спроса? Как будто одно не связано с другим! Но и то, и другое деиндустриализированной, но каким-то образом «развивающейся» России вроде бы мало касается: это чего же у нас «перепроизводство» и разве нет «спроса» на самое необходимое, да «платежеспособность» не позволяет?

В переводе с эконом-схоластического на барыжно-хамский ответ звучит примерно так: «Чего захотели – платежеспособности! Деньги надо не на зарплаты с пенсиями тратить, а на типа новые технологии. Товар тогда подешевеет – вот вам, совки, и платежеспособность будет. И ваще, после кризиса идет оживление…» Но тогда зачем же «бороться» с кризисом? Так бы и сказали перед выборами, что под «стабильностью» имеется ввиду чередование «кризисов- оживлений»… Другое дело, является ли жизнью такая «стабильность», но этот вопрос уже, так сказать, философско-спекулятивный… «Чё?!»

Вот вам и «чё»: как собираетесь, барыги, если уж «не догонять», то хотя бы в чем-то «обойти»?

«Не понял, в том анекдоте не так, валенок: не догоним, так согреемся!»

Анатолий СТРОЙКОВ