b_240_240_16777215_0_0_images_news_2014_01_23008.png

Шел полуголодный и развеселый 1997год. Я, молодой специалист, работал нженером-электронщиком на одном из посте-пенно загибающихся постсоветских предриятий. В коммунистах не состоял, ноактивно их поддерживал, большей частью статистом на митингах.

 

О ТОМ, что существует газета «Астраханская правда», я знал, активно её читал и пару раз захаживал в редакцию поговорить за жизнь и политику. Но почувствовав, что таких, как я, там с избытком, решил не напрягать их своими визитами.

Тогда редакция газеты состояла из главного редактора Андреева Дмитрия Матвеевича (ныне покойного), наборщицы-машинистки Натальи Гусевой… ну и колченогого стола со старой пишущей машинкой на нем. Был еще ответственный секретарь Вячеслав Голышев, но с ним я познакомился позже.

Дмитрий Матвеевич Андреев - замечательный был человек. Его я всегда приводил и буду приводить как пример истинного коммуниста, плюс человека конструктивного настолько, насколько это вообще возможно.

У каждого из нас есть свои «тараканы», свои «прыщики», свои слабости, послабления и недостатки. Этот же человек был полностью «заточен» и нацелен на результат. Я постоянно поражался его силе воли, его духу и самоотверженности. Плюс ко всему этому он мог «заразить» этими своими качествами окружающих его людей и создать сплоченную команду из любого человеческого материала. Возможно, всё это сформировалось в нем со времен войны, когда он четырнадцатилетним подростом работал за токарным станком по 12-14 часов в сутки. Светлая ему память.

Так вот, Дмитрий Андреевич из скудных фондов того времени, выделяемых на выборы, наскреб сумму достаточную для покупки компьютера. Один из сотрудников моего предприятия, член КПРФ, знавший меня как человека левых взглядов, посоветовал меня ему как консультанта по компьютерной технике.

Мы с Дмитрием Матвеевичем купили матричный принтер, сканер и компьютер Пентиум 200 (32 Мб памяти, 1,5 Гб диск) - по тем временам считался довольно мощной машиной, сейчас же просто смешно и удивительно, как мы на нем работали …

Чуть позже Андреев позвал меня на полставки верстать газету на этом компьютере. Я обучил машинистку Наталью компьютерному набору на шестом Word'e. Днем она набирала и правила статьи, вечером приходил я и верстал полосы газеты.

Месяц мы это делали пробно-параллельно … Т.е. газета печаталась по старинке – высокой печатью (со свинцовых плашек), а мы ее дублировали компьютерной версткой. И на пятую неделю мы перешли окончательно на компьютерную верстку и офсетную печать.

Когда вышла первая газета, напечатанная офсетно, это вызвало фурор в местной прессе. Оказалось, что «Астраханская правда» перешла на компьютерную верстку и офсетную печать второй в области. Первым был «Комсомолец Каспия».

Когда ответственный секретарь газпромовской газеты «Пульс Аксарайска» узрела такое дело, она рвала и метала: «Как это, эти нищеброды уже верстают на компьютере, а мы, газпромовцы, еще по старинке». Короче, газпромовская газета стала только третьей в области, перешедшей на современные технологии.

Можно рассказывать много и подробно, как непросто было жить. Как скиталась редакция по разным углам. Как не хватало денег на печать и на бумагу. Огромную помощь оказывал Виталий Аракелович Аракелян, курировавший газету от обкома. Оказывал зачастую из собственных средств, а иногда - используя личные связи.

Года через два депутат Госдумы РФ Николай Васильевич Арефьев привез для редакции из Москвы еще один компьютер, чуть послабее – Пентиум 100. Но мы вздохнули посвободнее. Теперь мы могли осуществлять набор и верстку одновременно.

Вспоминаю случай… Утром во вторник нужно было сдавать сверстанные полосы издательству в печать. Нужно было сдать до 12-00, иначе срывался выпуск газеты. Все полосы были выверены и сверстаны заранее. Прихожу я в 8-00 утра, включаю компьютер и тут – знаменитый компьютерный вирус «Чернобыль» начинает свое черное дело - уничтожает диск и на физическом, и на аппаратном уровне …

Что делать? У меня чуть меньше четырех часов времени. Я кидаюсь к наборному компу, слава Богу, он оказался незараженным. Ставлю программу верстки и по памяти верстаю восемь полос на одном дыхании. Без пятнадцати двенадцать я хватаю дискеты, несусь в издательство и сдаю полосы в печать. Ух! Чудом успел.

В 1999 году Дмитрия Матвеевича на посту главного редактора заменил Олег Георгиевич Зубович. Высокий профессионал своего дела, до этого работавший главным редактором газеты Красноярского района.

Именно в 1999 году газета «Астраханская правда» достигла своего исторического рекорда. Тираж тринадцать тысяч экземпляров, причем весь тираж раскупался, как горячие пирожки. Сейчас о таком остается только мечтать. Не могу не сказать о десятках добровольных помощников, распространявших газету. В том числе благодаря им в то время газета приобрела массового читателя и стала одной из самых читаемых в области.

Не могу не сказать и о неприятных для меня вещах. Внутрипартийная борьба, склоки убили ту живую газету 1997-2000 годов. Именно ту, какой её жаждали видеть читатели. Редактора Зубовича сняли. Я ушел чуть раньше. Содержание газеты стало более официозным, более стерильным, как воды Мертвого моря. Чуть позже информационное пространство накрыла волна Интернета. И газета так и не смогла восстановиться.

Сейчас я рад, что редактором Александр Токарев – мой хороший друг и живой человек со стороны (с улицы), а не из номенклатурных коридоров. Газета стала живее, но всё же ей не хватает разнообразия и «разноцветности». Конечно, «Астраханской правде» трудно тягаться с Интернетом, но делать это нужно. Тем более, сейчас, когда пошел некоторый возврат читателя к бумажным изданиям.

Я поздравляю коллектив редакции и читателей газеты с двадцатилетием! Рад, что у них сейчас гораздо меньше материальных проблем, чем было у нас. Рад, что у них есть замечательное постоянное помещение.

Желаю вам творческого горения, новых свежих идей, творческих успехов и процветания «Астраханской правды».