- Продолжаем читать ваши эсэ­мэски. «Здравствуй, любимое ра­дио! Скоро пятница. Живу только планами на выходные…» «… ско­ро отпуск! Еду на море. Ух, и ото­рвусь же там!»

Лента событий социальных сетей, мотиваторы-демотивато­ры: пятница, скоро пятница. Ста­тусы пользователей: «Скорей бы выходные», «Ура! Наконец-то от­пуск!»

Труд ценится только как этап на пути отдыха, как средство достижения отды­ха. Интересно, каково же эмоциональ­ное состояние тех, кто уже в среду начи­нает жить планами на выходные, когда они выходят на работу в понедельник? Или еще печальней – когда заканчивает­ся отпуск? Наверное, на грани суицида.

«Сегодня меня так жестко-жестко по­имели на работе, ну, как обычно у нас», - с блеском в глазах рассказывает моло­дая-немолодая собеседница. В качестве мотивации к труду здесь «сексуальное» насилие. «Утром, как получила пенде­люшек, так сразу работать начала, как пчелка», - объясняет свою мотивацию другая. В ее организации, как видно, на­силие «физическое» предпочтительнее «сексуального». Интересно, кто из них получил большее удовольствие от про­цесса принуждения к труду?

Занятно, но никто из вышеперечис­ленных индивидов не против системы, где тебя жестко имеют, а пятницы надо ждать, как манны небесной. «Чтобы чего-то добиться, надо работать. А как иначе?» - то и дело слышишь от них же. Зачастую они по уши в кредитах, поэто­му бунт против начальства невозможен в принципе. Не говоря уже о бунте про­тив системы труда и капитала. Массиро­ванно вбрасываемая через все возмож­ные каналы реклама делает из людей рабов вещей, а сами люди лишаются воли к сопротивлению. «Надо работать, надо больше и лучше работать».

Нелюбовь к работе во многом свя­зана с тем, что человек не видит и не понимает значимости своего труда. Миллионы людей, сидящих в офисах, оборудованных компьютером и телефо­ном, с помощью которых что-то кому-то пытаются всучить, могли бы запросто прекратить свою работу, и жизнь бы после этого не остановилась. Един­ственным стимулом к труду остаются деньги, а их, как известно, никогда не бывает много. Излишне говорить, что в буржуазном обществе трудовые усилия напрямую никак не связаны с увеличе­нием твоего дохода. Проще говоря, больше всего денег получают со­всем не те, кто много работает. Как раз наоборот.

Уже несколько тысячелетий жизнь человека связана с трудом – тяжелым, изнурительным трудом для собственно­го пропитания. Как только не стало хва­тать продуктов, получаемых человеком посредством охоты и собирательства, возникало земледелие и скотоводство. Теперь для того, чтобы наесться, чело­веку нужно было не просто пойти в лес, убить дичь и собрать плоды, теперь че­ловек встал на путь систематического труда. Это давало ему стабильность, но постепенно лишало свободы. В конце концов, часть людей, которая оказалась наделена властью и стала обладать соб­ственностью, освободилась от необхо­димости трудиться. Но потребность в труде осталась. И после этого для боль­шинства людей труд стал каторгой. Ка­торгой он является и сейчас.

Отличался ли характер труда при социализме? Думаю, что да. Но лишь в определенный промежуток историче­ского времени. Воспетые поздним Мая­ковским рабочие – строители Кузнецка – на самом деле работали не за деньги, а во имя построения нового мира. Трудо­вой энтузиазм – вот главный источник форсированной Сталиным индустриа­лизации 30-х, а вовсе не раскулачива­ние, вывоз культурных ценностей или труд заключенных. Без этого энтузиаз­ма, без веры в построение желанного светлого будущего, казавшегося таким близким, процесс бы не пошел. Как не­возможно было бы и восстановить ле­жащую в руинах страну после Великой войны.

Ситуация стала меняться после смерти Сталина. Целью трудовой дея­тельности стало провозглашаться все больше удовлетворение возросших по­требностей людей. Пытаясь «догнать и перегнать Америку», социалистиче­ское общество потеряло нравственные ориентиры. Материальный фактор стал играть все большую роль в системе цен­ностей человека. А Запад со стороны казался краше и лучше. Появилась так называемая советская «буржуазия», в том числе и в партии. Коммунистиче­ская пропаганда становилась все более унылой и неубедительной. Народ стал терять веру. И, в конце концов, с пода­чи все той же обуржуазившейся партийной верхушки угробил свой дом. И оказался в сегодняшнем рабстве.

Вот уже не знаю, что лучше – прямое распределение товаров, как в трижды проклятой и обсмеянной апологетами рынка и демократии Северной Корее, или рабский труд на чужого дядю, ко­торый время от времени тебя имеет и может запросто дать коленом под зад? Впрочем, современный человек ни­когда не признает факта собственного порабощения, подобно тому, как алко­голик не признает себя алкоголиком, а сумасшедший сумасшедшим: просто надо работать лучше.

Работа в Освенциме, вопреки лозунгу на его воротах, НИКОГО не сделала свободным. Хотя мно­гие, наверное, попадая туда, верили в возможность освобождения. Но осу­ществлялось оно лишь путем перехода в мир иной – действительно свободный от эксплуатации и рабства, жестокости и боли.

Возможно, чтобы труд был сво­бодным и приносил моральное удовлетворение, жизнь и пропи­тание конкретного человека не должны быть напрямую связаны с результатами его конкретного труда.

Понадобится не одно столетие (а то и тысячелетие), прежде чем труд станет на самом деле приносить радость и сча­стье. Несколько десятков, а то и сотен по­колений землян должны будут впитать в себя иные моральные ценности, очи­щенные от пережитков рабских эпох. Но государство будущего может сделать первый шаг в этом направлении, начав прямое и равное распределение имею­щихся ресурсов (доходов от них) среди своих сограждан. Какую-то часть людей это, без сомнения, развратит. Но время избавится о них по мере воспитатель­ной работы с остальной частью обще­ства. Индивидуалист-собственник, жи­вущий в свое удовольствие, постепенно станет изгоем общества, и его потомки начнут мыслить иначе. Человек будуще­го должен будет понять, что развитие человечества важнее потребления. Что это вопрос существования всей челове­ческой цивилизации.

Описывая коммунистическое (уже безгосударственное) общество будуще­го в романе «Туманность Андромеды», русский гений Иван Ефремов писал: «Труд в полную меру сил, толь­ко творческий, соответствующий врождённым способностям и вку­сам, многообразный и время от времени переменяющийся — вот что нужно человеку…»

Уничтожение частной собственно­сти, а в перспективе и самого государ­ства, научно-технический прогресс, оп­тимизация использования имеющихся ресурсов, облагораживание человека путем духовного воспитания, усвоение им высоких морально-этических ценно­стей, преодоление индивидуализма, а главное – наличие светлой, пусть даже и недостижимой в ближайшее историче­ское время цели – вот путь к освобож­дению труда.

«Утопия!» - воскликнет какой-нибудь звонко голосящий интеллектуальный петушок. Кто знает… Но мне она доро­же, чем чемоданы ваших прагматиче­ских знаний, постигаемых за колючей проволокой концлагеря.

2013_08_006.png

Александр ТОКАРЕВ

*Труд делает свободным
(нем.) – надпись на воротах концлагеря в Освенциме