Есть люди, которым всегда хочется быть на виду. Они готовы забежать вперед толпы, крикнуть сильнее других, одеть штаны на голову, лишь бы обратили вни­мание. Это болезнь, порок, считают одни. Есть и другое мнение: это мания, пиар для достижения определенной цели. Такие мысли мне приходят в голову, когда думаю о бывшем руководстве общества «Жолдастык».

Помню битком набитый концертный зал областной филармонии, где собрались деле­гаты из разных районов области на учреди­тельное собрание. Будто слышу горячие речи молодых, рассудительные монологи степен­ных аксакалов. Одни ругали других, те вышли из себя. Но все говорили об одном: астрахан­ские казахи забывают свой язык, а с потерей языка исчезает национальная идентичность.

Окрыленное предоставленной возмож­ностью высокое собрание решило создать на­циональное культурное общество. Задача его: возрождение исчезающих обычаев, тради­ций, изучение родного языка. Так появился в расписании новый предмет. В педагогиче­ских колледжах стали готовить учителей на­чальных классов, в педуниверситете открыли заочное отделение. Во всех селах стали рабо­тать мечети. Была организована передача по радио и ТВ. Стали издавать газету «Ак арна».

Забегая вперед, скажу, что не все было сделано правильно, многие решения при­нимались скоропалительно. И все начатое заглохло, оказалось фикцией. Но тогда-то, в девяностые – начале нулевых, стояли шум и пыль до потолка. Никита Искаков, избранный председателем, не сходил с экраном ТВ, он герой газетных публикаций, он сам в постоян­ном движении. Вот он во главе большой де­легации едет в Астану, чтобы «повернуть Ка­захстан лицом к России». Вот он обнимается с губернатором области, вот встречает гостей из соседней области…

Но что значит учить детей, выпускать газету? Тихая и незаметная работа. «Наш великий домбрист Курмангазы заслуживает величайшего памятника», - стали шуметь в обществе «Жолдастык». Построили мавзо­лей, не уступающий Гур Эмиру в Самарканде, Тадж-Махалу в Агре.

Нужен нам культурно-развлекательный центр, где мог бы отдохнуть и веселиться без­работный народ! Сбылась и эта мечта казахов. «Как-то уныло смотрится столица Каспия без памятника Курмангазы», - стал твердить «эн­тузиаст» Н. Искаков. «Что же мы сами не дога­дались?» - встрепенулись в областной адми­нистрации. Астраханцы теперь имеют счастье лицезреть домбриста с инструментом и его верного коня в натуральной пропорции.

Все шло в темпе. Были и другие прожек­ты у Искакова. Но постепенно стал стихать шум, глуше раздавались звуки фанфар. То ли очнулись в Казахстане, то ли прозрел новый губернатор области, но мавзолей Букей-хану начали строить сами казахстанцы. Да, пора внимательным оком взглянуть на наворочен­ное Н.С. Искаковым и администрацией обла­сти.

И мечети нужны, и памятники важны, не­лишни и дворцы. Но они прямого отношения к изучению языка, возрождению обычаев и традиций не имеют. Духовность, националь­ная самобытность немыслимы без живого на­ционального языка. Как сохраниться, возрож­даться обычаям, традициям без пропаганды через средства массовой информации, без живого слова учителя, без пробуждения са­мосознания людей. «Нет на это средств», - не раз звучал ответ.

Но возникает вопрос: «Откуда взялись средства на строительно-монтажные работы, на проведение всяких показательных высту­плений, на премии, издание книг?»

Недавно побывал в Алтынжаре. Как-то странно смотрится на окраине села раз­рекламированный межгосударственный культурно-развлекательный комплекс. Тихо там и безлюдно. Содержание не окупается и камнем висит на бюджете области.

Еще в 1994 году, комментируя отчетный доклад Н.С. Искакова, автор этих строк писал:

- Можно без сомнения утверждать, что свое положение, доверие людей Н.С. Искаков и его приближенные используют только для самоутверждения и завоевания авторитета у высоких чиновников области и соседней ре­спублики.

Близость к сильным мира сего дает опре­деленные возможности в решении личных (корыстных) проблем.

Под шумок о народном благе не только «обожаемый» Н.С. Искаков, но и его соратни­ки за короткое время стали банкирами, вла­дельцам торговых центров, совладельцами производственных и коммерческих органи­заций.

Статья «Когда в товарищах согласия нет» была опубликована в газете «Астраханские известия» №31 (187)04.08.1994 г.

Каждый шорох в обществе «Жолдастык» раздувался «золотыми» перьями в областных СМИ. Впоследствии авторы статей в газете, передач по ТВ становились обладателями премий им. Курмангазы, учрежденной адми­нистрацией области. Да и сами деятели обще­ства, оказывается, не лыком шиты. Взявшись за перо, каждый из них сварганил по книге. Диво не то, что написано, а то, что издано! И после этого утверждают, что нет средств на издание газеты, на передачи по ТВ.

Газета «Ак арна» - единственное связую­щее звено между властью и диаспорой, об­щественностью. Не будь её, кто бы поведал миру о её культурных, духовных запросах, о невидимых глазу изменениях в настроениях людей, о самом их существовании «Ак арна» на грани закрытия. Этого допустить нельзя. «Ак арна» - язык и голос диаспоры, составля­ющей одну пятую часть населения области. Сейчас тиражом в сто экземпляров она выхо­дит на русском языке. Штат её один человек, работающий по совместительству. Хорошо ли все было продумано тогда, в начале? Конечно, нет.

Как может общественная организация издавать газету, строить мавзолеи, развле­кательные центры, печатать книги, собирать граждан на различные совещания – заседа­ния, не имея на это средств? Вопросы нацио­нально – культурного характера дожны быть в компетенции департамента культуры и об­разования, национальные общества могли бы участвовать в планировании определен­ных задач и помогать, вовлекая в работу на­циональную диаспору.

Общество не останется не у дел, если возьмется за решение посильных ему задач.

Для издания газеты «Ак арна» была соз­дана полиграфическая база. Надо же с мате­риальной пользой использовать то, что есть. Можно организовывать соединенный выпуск газеты. На коммерческих началах с публи­кацией произведений местных акынов, есть ученые, артисты, писатели, астраханцы живу­щие за пределами области, жаждущие быть известными и на малой Родине. Надо каждо­му из них посвятить номер.

На семейных торжествах, свадьбах, ве­черинках редко услышишь родные мелодии, речи. Почему бы не издать брошюры с попу­лярными песнями. Не остались бы лежать и плакаты, календари, буклеты с видами наци­ональных достопримечательностей.

«Ак арна» может быть не только самооку­паемой, а процветающей.

Поскольку мавзолей Курман – Культур­но-развлекательный центр, мемориальный музей – все это сосредоточено в одном месте, почему бы не превратить село Алтынжар в историко – этнографический комплекс, вклю­чить в туристический маршрут, сопроводив рекламной раскруткой. Это потянуло бы за собой возрождение народных промыслов, изготовление различных сувениров и т.д.

…В с вязи с г лобальным п отеплением трудно стало предсказывать изменения пого­ды. Всякие катаклизмы нас застают врасплох.

Глобализация, вызвав перемещение на­родов, меняет этничекий состав населения государств. Чем обернется игнорирование национально-этнических духовных проблем? Вы можете предсказать?

Государство не может быть мононацио­нальным. Государство не может отстраниться от решения проблем национально-культур­ного строительства. Национальный вопрос никогда не может считаться решенным раз и навсегда.

Общество – живой организм.

Если государство решение проблем ма­лых народов, национальных диаспор пре­доставляет общественным организациям, то благое дело быстро превратится в чисто коммерческое, как показывает опыт «Жол­дастык».

Председателем президиума общества из­бран врач Ахмет Файзуллаевич Джаркемов.

Буднично – уныло прошла смена власти, как свадьба несчастной сиротинки.

Где ты, «Жолдастык»? Как вас найти, Ах­мет Файзуллаевич? Позвонил недавно. Офи­сом оказалась небольшая комната в жилом доме по улице Фиолетова – двадцатое при­станище общества «Жолдастык». Кочевники, однако…

Х. САРБАЛАЕВ