В преддверии Дня Победы на страницах знаменской газеты «Народный диалог» была опубликована статья Е. Марюхиной «Победа православного народа», вызвавшая неоднозначную реакцию среди читателей.

Приводим некоторые выдержки из нее.

Перед лицом опасности Сталин ищет поддержки у Церкви.

Одни битвы шли в Кремле, другие – на линии огня. Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах.

Многие священнослужители уходили на фронт, отбыв срок в лагерях и ссылках.

Во время войны православные люди не только воевали и ухаживали за ранеными в госпиталях, но и собирали деньги для фронта.

Разрешения провести крестный ход вокруг города с Казанской иконой Божией Матери просил у Жукова Ленинградский митрополит и будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский). В тот день, 5 апреля 1942 года, исполнялось 700 лет со дня разгрома немецких рыцарей в ледовом побоище святым князем Александром Невским – небесным покровителем города на Неве. Крестный ход был разрешен. И случилось чудо – танковые и моторизованные дивизии, необходимые группе армий «Север» для взятия Ленинграда, были переброшены по приказу Гитлера группе «Центр» для решительного броска на Москву.

Наш постоянный автор Геннадий Ростовский в статье «Так кто одержал победу? выступил в качестве оппонента Е. Марюхиной. Предлагаем ее вниманию читателей.


 

ТАК КТО ОДЕРЖАЛ ПОБЕДУ?

В предыдущем номере «Народного диа лога» от 2 мая была опубликована статья Е. Марюхиной «Победа православного народа». Поскольку редакция в примечании к этой статье написала, что не во всем разделяет мнение автора и пригласила читателей высказать свое мнение, воспользуюсь этой возможностью.

Собственно, вступать в спор как таковой не буду. Практически все, о чем пишет автор, соответствует действительности. Кроме, пожалуй, двух моментов.

Первый и самый главный . Перекос какой- то получается. При всем уважении к нашей церкви, ее вкладу в общее дело разгрома фашистской Германии все же считаю, что войну выиграл, победу одержал не «православный народ», ведомый «батюшками» в рясах, а советский народ и его Вооруженные Cилы во главе с Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным. Как гласит старая русская пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай».

И второй момент , менее существенный, но немаловажный. Е. Марюхина пишет о том, что патриарший местоблюститель сразу после 22 июня обратился к народу, благословив верующих на борьбу с агрессором. И все бы ничего. Но далее идет такой текст (цитирую): «Он сделал это раньше, чем Сталин. Несколько дней после начала войны главнокомандующий Красной Армии молчал. Оправившись от шока, он также выступил с обращением к народу…»

Помилуйте, но этот миф времен перестройки давно уже опровергнут!

Во-первых, а почему, собственно, Сталин должен был выступить с обращением к народу именно 22 июня? Откуда эта убежденность, что в первый день войны по первой программе обязано выступить именно первое лицо государства? Н аверно, о т н ынешнего т елевидения, где каждый день первые лица, эти VIP-персоны, по всякому пустяку VIP-речи произносят.

А президент Польши выступил 1 сентября 1939 года, когда напала Германия? А 2 сентября, когда Франция, а 3-го Англия объявили войну Германии, что делали французский президент Лебрен и английский премьер Чемберлен? Может быть, выступили хотя бы 10 мая 1940 года, когда началось немецкое вторжение? А японский император и Рузвельт сказали речи 7 декабря 1940 года, когда Япония нанесла удар по Перл-Харбору? Наконец, выступление Медведева в день нападения Грузии на Южную Осетию вы помните?

Но интересней всего, почему Гитлер перед нападением на Польшу выступил, объявил ей войну, а перед нападением на СССР промолчал, поручив выступление министру иностранных дел Риббентропу, да еще всего лишь на пресс-конференции?

Так вот, в большинстве названных случаев руководители государства не выступали по радио. Не буду разбирать все случаи, скажу только о Сталине и Гитлере. Они оба понимали, что их слово слишком много значит и на родине, и во всем мире. Гитлер выступил перед нападением на Польшу, ибо тут у него была твердая уверенность в быстрой и полной победе. Никакого риска. Другое дело — СССР. И первый раз он выступил публично лишь в октябре, когда немцы были уже не так далеко от Москвы и победа, казалось, в кармане. И он брякнул: «Враг повержен и уже никогда не поднимется».

И Сталин не выступил по той же причине: понимал значение своего слова. А выступил не кто-нибудь, не завотделом пропаганды ЦК, а Молотов, тоже, как в Германии, министр (нарком) иностранных дел, член Политбюро — второе лицо в государстве и партии. Нормальное дело. А Риббентроп, к слову сказать, вторым лицом в Германии не был.

А теперь во-вторых. Ни о каком шоке, депрессии, панике, состоянии прострации, в которое якобы впал в первые дни войны вождь, и речи не было. Сталин физически не мог выступать 22 июня, ибо сразу навалилось множество важнейших, срочных, неотложных дел, которые нельзя было решить без его участия. В этот день с пяти утра до пяти вечера он провел 29 встреч с политическими, военными и хозяйственными руководителями страны. А всего за первые семь дней у Сталина состоялось 173 встречи, беседы, совещания. И это только в кремлевском кабинете. А ведь встречи могли быть и в Совнаркоме, и в ЦК, и дома, и на даче.

Приведенная цифра взята из журнала, в котором регистрировались посетители этого кабинета. Он вёлся с 1925 года. Впервые записи из него, относящиеся к первым дням войны, были опубликованы в журнале «Известия ЦК КПСС» двадцать с лишним лет тому назад. Все расписано по часам и минутам.

Завершить свой материал хочу словами астраханского писателя Юрия Щербакова. В своей статье «Два слова – Россия и Сталин» он пишет:

«Маршал Победы Георгий Жуков однажды сказал, как отрубил: «Да, был культ. Но была и личность!» Увы, к нынешним «вождям народов» больше подходят слова Паниковского из «Золотого теленка»: «Жалкие ничтожные личности!» Масштаб личности - это масштаб той идеи, которой она служит. Великое государство социальной справедливости или сырьевая колония с вымирающим населением? Общество, где на главном месте - нравственность, духовность и мораль или разобщённое население, озабоченное только улучшением комфорта тела? Народовластие и равноправие или самоуправство и вопиющее неравенство? Вопросы вовсе не риторические.

Здравомыслящие люди, даже искренне ненавидящие Сталина, способны, если не принять, то хотя бы понять, во имя чего были принесены великие жертвы. А во имя чего вымаривается народ и разрушается экономика последние двадцать лет? Неужели только для того, чтобы сказочно обогатились немногие избранные? И это — великая цель?»

Геннадий РОСТОВСКИЙ
(Опубликовано в знаменской газете
«Народный диалог» 9 мая 2012 года)