«Демократия – это не только выборы…»
Круглый стол Гордона


 

Голосование – это всегда конфликт, но подмену урны делают враги проголосовавших граждан. Знание этого обстоятельства – начало идеологии. Идеологии, в которой честность является непременным ее условием.

Сила рядового избирателя в государственной структуре – только его голос на выборах. Он не может подменить урну, ему это даже не придет в голову. Наоборот, он борется за честные выборы, за свой голос, сутками контролирует их прохождение на избирательном участке, наивно полагая, что поймает нарушителей хода голосования через прозрачную урну. Поразительно, но все контролеры от оппозиции, несмотря на противоречия между их лидерами, дружно и согласованно стерегут эту урну. Хотя сама урна – золотое миро, которую принес голубь как приманку для простаков. Но она показатель желания контролеров видеть единый народный фронт. Фронт против тех, кто выполняет подмену урны. Это и показатель их желания объединения оппозиции, ее вождей.

Обратите внимание, пока правых вышибают из оппозиции, она полностью является левой с трудно распознаваемым отличием между ними. Они все «за народ», за его благополучие. И если они сами не находят путь к объединению, кто-то должен им его подсказать.

Это легко! Пусть ЗЖМ (Зюганов-Жириновский-Миронов) заключат договор о совместной работе с ежегодной сменой председателя из их числа, когда двое остальных имеют право вето на решение тройственного союза. Конечно, следует создавать верховный совет из представителей партий, обсуждения в нем должны вестись в мирной форме, без повышенных эмоций и взаимных упреков, в форме мозговой атаки. Ибо выбрать правильный путь – самое трудное в любом деле.

Следует, несмотря на объединение, продолжить развитие внутрипартийной демократии. Это будет содействовать выработке решений, в том числе и проектов решений объединения, вовлекая в дискуссии рядовых членов партии, публикуя их взгляды и предложения.

Эти дискуссии, постоянно переносимые на межпартийные платформы, станут ожидаемой школой единения трудового народа. Он научится понимать ход событий и станет голосовать не за конкретного кандидата, а за идею. Жизнь народа отражается на делах партии, но и дела партии поднимают народ.

Конечно, это единение примет устойчивый, развивающийся характер, если оно будет складываться в направлении углубления демократии, борьбы за ее основные ценности, для чего необходимо:

- партиям стать центром социальной защиты своих избирателей, граждане страны хотят быть услышанными, их угнетают безответность и обман руководства;

- чтобы воскрес и стал догмой лозунг: народные избранники, работники госаппарата (не путать с чиновниками) – слуги народа;

- президентам, главам правительства, министрам и Верховному суду рассматривать обращения к ним объединенной оппозиции и в кратчайшие сроки давать на них официальный ответ, придавая эти обращения и их рассмотрение гласности;

- считать первым важным шагом оппозиции борьбу за свободные от каких-либо рекомендаций сверху выборы губернаторов, руководителей государственных учебных учреждений, предприятий и организаций, поскольку, как показала практика, основные организаторы подмен урны из их числа. Ведь будущим президентам так хочется сделать их выборы предсказуемыми, для чего опереться в этом на широкие спины ранее назначенных ими губернаторов и директоров;

- потребовать от Конституционного суда осуждения практики давления со стороны первых лиц государства на губернаторов, якобы «не сумевших» поддержать на выборах престиж чиновничьей партии;

- партиям реагировать на антидемократические заявления руководителей страны, министров и чиновников, придавая гласности эти заявления и реакцию на них.

По последнему пункту министром образования Фурсенко допущено не только безразличие к профессорам вуза, но и предпринята попытка его оправдать. Он считает, что не следует смущаться низкими зарплатами профессоров, поскольку у них много свободного времени и им следует его использовать для преподавания еще и в других вузах, для консультаций производства.

Я 18 лет руководил государственным вузом, созданным мною, как говорил последний советский глава Госкомвуза Г.А. Ягодин, по инициативе снизу. И поэтому знаю, что загрузка профессора не просто высокая, а высочайшая, если он соответствует предъявляемым к нему требованиям. Нельзя забывать, что оплата профессора осуществляется не столько за труд, сколько за квалификацию. Она требуется от него и дает ему возможность приносить большую пользу обществу.

Из числа профессоров выходят не только ректоры, но и проректоры, деканы и зав. кафедрами, руководители НИИ и их отделов, в том числе работающие при вузах и т.д. Многие из них трудятся не меньше ректоров, но еще несут груз, помимо недельной лекционной нагрузки в 20 и более часов, заседаний различных советов, требующих подготовки, разработки научной и методической литературы, работы с аспирантами, кружковцами и мн. др.

Министр считает, что они должны все это забросить и бегать по другим вузам в поисках заработка? Но кто тогда сдвинет с места безразличие студентов к учебе, кто увлечет их многолетней учебой в аспирантуре, докторантуре, к тому же с копеечной зарплатой, если они на этот адский умственный труд и при хорошей зарплате не очень рвались? Откуда тогда вообще возьмутся профессора? Хочется довести до министра, что вся наша жизнь окружена предметами, созданными учеными. Без них мы не имели бы даже пуговиц и змеек для одежды и ходили бы, двумя руками поддерживая брюки.

Профессора – это «герои мыслящего разума, вырвавшие для нас крупицу научного познания». Они опытные люди, с блестящей карьерой. Нельзя с ними так обращаться. В беготне за средствами выживания профессора не заметили мнения о них, высказанного министром. Проснитесь, Вас ждут великие дела! Не считайте себя раздавленными бытом и чиновниками. Не унижайтесь до уровня взяток со студентов. Пусть лучше они ответят за свои антипрофессорские деяния.

Партийные лидеры оппозиции высказывались в поддержку профессоров, но осознание проблемы не превратили в общественную силу, способную толкнуть Госдуму к принятию закона, который заставит и самого Фурсенко заботиться о профессорах. Они не лентяи, они и за границу уезжают, чтобы иметь условия к творчеству, чему они готовы посвятить себя целиком.

Конечно, осознанию проблемы мешает ставший нормой совершенно бесперспективный заказ диссертаций. Это результат падения нравов их продавцов и покупателей. Но и здесь победу одержит достойная оплата профессорского труда, поскольку сопровождающий внимание к себе рост профессорской творческой активности будет недоступен лицам, купившим диссертации, и жизнь поставит их на «дозащитное» место. А иначе, зачем вообще о чем-то говорить?!

Пусть эта победа будет одной из первых в череде успехов объединенной оппозиции. Этот успех, освоенная ею тактика его достижения, позволят решить и остальные предложения из вышеприведенного перечня, основным вопросом которого являются свободные выборы губернаторов. «Избранники народа» должны опираться на независимое голосование граждан, а не людей из властных структур, «организовавших» их избрание. Тут наблюдается интересная о собенность, к огда б езденежную в зятку д ает начальник будущим своим подчиненным.

К. Маркс считал выборность губернаторов основным условием прогрессивного развития демократии и общества вообще. Нынешняя российская действительность убедительно подтвердила его правоту. Уже очевидно, что из числа губернаторов, выдвинутых и избранных народом, появятся яркие личности, положительно проявившие себя в субъекте федерации. Они составят резерв, из которого страна сможет черпать кандидатуры президентов. Тогда уйдут в историю высказывания, что голосуем за Путина, потому что более не за кого.

Может быть, В. Путин и хороший президент, но в силу традиции опираться в деле избрания на чиновников, заложенной Б. Ельциным, мы этого никогда не узнаем, потому что «свита делает короля». Может быть, король сменит свиту? Но следует не забывать, что клану Кеннеди это не удалось. Из истории мы знаем, что народ находит нужные, чаще всего неожиданно, другие пути.

А.И. САПОЖНИКОВ ,
профессор