1 августа этого года вспоминали нача­ло первой мировой. А в следующем году будет столетний юбилей со дня ее нача­ла. Как всегда, телеграмотеи, не имея ни специальных знаний, ни элементарного исторического мышления, впаривают народу через электронные пушки набив­шие оскомину устаревшие «истины».

Говорят, что война на долгие годы советской власти оказалась забытой именно по вине совет­ской власти, ее идеологов…

Помилуйте, советский школьник, даже не очень прилежный, всё же мог отличить первую мировую от второй и Великой Отечественной. Сегодняшний среднестатистический ученик 5-11 классов такой способностью не обладает. Даже основных участников и хронологию второй ми­ровой не могут точно назвать, что уж там о пер­вой говорить. Так что если и забыта сегодня та война, то отнюдь не по вине советской власти.

Октябрьская революция якобы перечеркну­ла крест на крест успехи русской армии и приве­ла к подписанию позорного Брестского мира…

Щепотка правды в бочке лжи. Уже весь 1915 год никаких особых успехов у русской армии не было. Да и знаменитый Брусиловский прорыв 1916-го года не повлиял на положение русской армии в целом. Кроме того, справедливости ради нужно сказать о том, что успехи русской армии наблюдались главным образом на Юго- Западном фронте, где противником была армия Австро-Венгрии. С боях с немцами всё было го­раздо хуже. Затянувшаяся война, смысл которой русскому народу стал непонятен, и привела к тому, что патриотический подъем 1914-го сошел на нет. Поэтому требование мира и стало одним из основных в программе большевиков.

Большевистский «Декрет о мире» не гово­рил о прекращении войны. Это был призыв к на­родам всех воюющих держав прекратить войну за чуждые им интересы.

Собственно к октябрю 1917-го армии как та­ковой уже не существовало. И виной тому вовсе не большевистская пропаганда, а изданный Пе­тросоветом сразу после Февральской револю­ции Приказ № 1, предписывающий создавать в армии выборные комитеты из представителей нижних чинов, которым и должны были под­чиняться солдаты, а не офицерам, как было ра­нее. И несмотря на все старания Временного Правительства отмежеваться от этого Приказа, последствия уже были необратимы. Основопо­лагающий для любой армии принцип единона­чалия был ликвидирован, что и привело факти­чески к развалу действующей армии.

И с кем, скажите, после этого можно было воевать?

Март 1918. Брестский мир. Материальные и территориальные потери. А что оставалось де­лать? В самой России фактически уже началась война гражданская. И что интересно, союзники царской России в этой войне встали на сторону противников России Советской. Более того, их войска высадились во всех крупнейших портах бывшей Российской империи. Но не для того, чтобы воевать, а для того, чтобы… грабить. И вывозить награбленное в свои страны. Интер­венция Антанты во многом и стала причиной победы большевиков в гражданской войне и укрепления их режима.

Ну и кому было сохранять союзниче­ские обязательства? Мародерам, возже­лавшим поживиться российскими богат­ствами под шумок смуты?

Уже в ноябре 1918-го Брестский мир был ан­нулирован. Германия потерпела поражение. Ан­танта приступила и к ее разграблению.

Первая мировая война не стала народной и отечественной, хотя царская власть именно таковой ее и объявила в августе 1914-го. Были в ней, как и во всей российской истории, и ге­роические, и трагические моменты. Например, наступление в Восточной Пруссии 1914-го, ког­да ценой гибели двух русских армий удалось сдержать наступление немцев на Париж. Была измена, было и предательство. Был вполне зако­номерный и неутешительный итог, когда страна, наряду с Германией, больше всех пострадавшая от войны, страна, не ставшая ни победительни­цей, ни проигравшей, ничего, в конечном счете, от нее не выиграла.

Героям слава, погибшим во имя Отечества вечная память. Но истину от заблуждений надо всё же отделять.

Алексей ВАРЛАМОВ