Кто из нас не помнит наставления родителей, бабушек, дедушек: «Учись, без знаний не станешь настоящим человеком!» А какой человек настоящий? Тот, который наиболее востребован обществом.

Советская власть строила систему образования так, чтобы человек имел возможность полностью раскрыть свой потенциал во имя блага людей. Основной принцип преподавания – научность, основной принцип воспитания – деятельность в коллективе. Возможность раскрыть творческие способности - каждому ребенку. И это были не декларации. В системе образования не было никаких тупиков: общеобразовательная политехническая школа, ПТУ, техникум, вуз. И школа, и ПТУ давали такие знания, что путь в техникум, вуз был открыт. Рабочие и колхозники могли беспрепятственно повысить свой образовательный уровень в системе вечернего и заочного обучения. Все виды образования – гарантированно бесплатны. Учебные отпуска работающим оплачивало государство, руководство многих предприятий еще и дополнительно поощряло тех, кто учится. Советскому государству нужны были энергичные, творчески мыслящие, высокопрофессиональные кадры для решения задач социалистического строительства, для укрепления мощи своей страны.

Совсем иное нужно нынешнему режиму, выполняющему задачу уничтожения России – конкурента странам «золотого миллиарда». Сегодняшние учебные планы, программы, методики преподавания, система проверки знаний построены так, что в сознании будущего гражданина не формируется представление о целостной картине мира. С младенчества ребенок растет в мире готовых ответов, которые навязываются ему со всех сторон: «Лучше жевать, чем говорить», «Не грусти - похрусти». И все в этом же духе. У учителей даже появился рабочий термин – «телевизионно-рекламные дети» - дети, не умеющие, а главное не желающие искать и находить причинно-следственные связи явлений. Логически выстраивать перспективу своей жизни, определять свое место в обществе. За что бороться? Против чего протестовать? Что строить? Обществу потребления не нужны люди, обеспокоенные такими проблемами. Нужно, чтобы человек воспринимал происходящее, как вращение колеса фортуны: повезет – не повезет. Большинство вступающих в жизнь (в связи с кризисом это особенно ярко видно) не могут найти себя в производительном труде не только потому, что негде или не на что получить профессию, но и потому, что им общество внушало: «Надо жить в свое удовольствие», «Не надо никаких гражданских принципов, отбросим сковывающие рамки морали», «Потребляйте, потребляйте, потребляйте».

Потребитель-конформист очень устраивает хозяев жизни в капиталистическом обществе. Такой не будет резко протестовать, но прибыль буржуазии будет обеспечивать постоянно. В случае чего его всегда можно успокоить мизерной подачкой.

Но с другой стороны, паразиты, профессиональные неудачники не могут решать серьезные задачи совершенствования общества. Именно поэтому научно продвинутые центры Запада больше полагаются на экспорт мозгов из тех стран, где передача знаний не подверглась постмодернистскому разгрому.

«Что такое американский университет?» «Это университет, где бывшие советские профессора обучают китайских студентов». В этом анекдоте 90-х годов была очень большая доля правды. На сегодняшний день советская система образования во многом разгромлена и целенаправленно добивается.

«Цивилизованное убийство»

Как же удалось советскую школу, в которой учили «думать, хотеть, сметь», превратить в заведение, где сведения об окружающем мире угадываются, как в казино?

Метод разрушения был выбран весьма «цивилизованный» - постоянное «обновление»: оптимизация, модернизация, реструктуризация. О каждой «- ции» школа должна была отчитываться кипой бумаг. Инициаторами этих мероприятий были, как правило, те, кто в школе никогда не работал, тем более в сельской.

Педагогическим коллективам буквально не давали опомниться. Огромные народные деньги были истрачены на выпуск новых программ, учебников. Несколько лет трепали нервы, готовя новые стандарты образования, да так их и не выдали.

Наконец, ЕГЭ, который с этого года обязателен. «Медведи» продавили в Госдуме РФ закон о его обязательности вопреки протестам буквально всех слоев российского общества (а сколько трескотни о гражданском обществе!)

Вузы против потому, что ЕГЭ не дает представления о способности абитуриента мыслить. С помощью ЕГЭ можно проверить, какой объем информации держит в голове испытуемый да умение решать задачи стандартным способом. В прошлом году всероссийский резонанс получил факт отрицательной оценки ЕГЭ по математике у школьника-победителя нескольких олимпиад. Он не набрал баллов на удовлетворительную оценку только потому, что решил задачу оригинальным способом.

Родители и учащиеся недовольны ЕГЭ потому, что его сдача – это очень длительный стресс, особенно для сельских школьников, многим из которых до ресурсного центра надо добираться по бездорожью. А после сдачи ЕГЭ по каждому предмету – еще дней 6-8 стресса (ожидание результатов). Вначале надо дождаться проходного балла (за сколько баллов ставят удовлетворительную оценку). Казалось бы, установили 100-балльную систему, так и держитесь ее: 50 б. – «тройка», 80 – «четверка», 90 и выше – «пятерка». Так нет же! Каждый год у «тройки» своя «цена». Ее могут поставить и за 30 б., а могут и за 50. Такая вот «объективность». Потом еще нужно каждому ребенку дождаться своего результата. Но Министерству образования, возглавляемому Фурсенко, этих обычных стрессов мало. Оно создает дополнительные. 28.11.2008 г. вышел приказ №365 с перечнем вступительных экзаменов в вузы в 2009 г. Наполовину изменился этот список, уже в сентябре объявленный вузами. Выпускники выбрали предметы для сдачи ЕГЭ, не зная, что перечень приемных экзаменов изменился. Менять же предмет, заявленный для сдачи ЕГЭ в школе, нельзя по существующему положению. Ситуацию кое-как уладили, но волнений у детей, родителей, учителей было предостаточно. А сколько денег было потрачено впустую из-за головотяпства министерских чиновников.

Минобрнауки намерено подобные встряски повторять. Замминистра Исаак Калина сказал: «Мы не считаем установленный набор, в т.ч. по выбору профильного экзамена, единственно возможным. Посмотрим результаты 2009 года, потом определим по ним правила на будущие годы».

Не мудрено, что 25% выпускников после сдачи ЕГЭ нуждаются в медицинской помощи.

Учителя и родители от законодателей требуют: «Принять закон, в соответствии с которым все правила приема в вузы, перечень вступительных экзаменов будущим выпускникам должны сообщать не позднее 1 сентября каждого года».

Учителей и многих родителей возмущает содержание КИМов (контрольно-измерительных материалов). Группа родителей даже в суд подала на их составителей. В самом деле, какой здравомыслящий человек на вопрос: «Каково историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне» ответит: «Усиление тоталитарного режима Сталина»? Но именно этот ответ засчитывался как правильный.

Для учителей самое неприемлемое – невозможность систематизировать знания учащихся. Они вынуждены «натаскивать» ребят на выбор правильного ответа.

Мальтус доволен

Разгром российского образования становится все более откровенным и жестоким. Положение большинства школ нестабильно. Топор реструктуризации висит над каждой. Полные средние школы превращаются в неполные, неполные в начальные, многие школы могут потерять лицензии на право оказывать образовательные услуги, так как в школе то тепловой режим не соблюдается, то автоматической пожарной сигнализации нет, то еще чего-то. Козлами отпущения в этом случае почему-то являются директора школ (их за все эти «нет» штрафуют), а не власть, которая не финансирует должным образом обязательное (это определено Конституцией РФ) среднее образование.

Возьмем, к примеру, Икрянинский район. Потерять лицензию на оказание образовательных услуг могут многие детсады и школы, которые лицензируют, так как в большинстве нет автоматической пожарной сигнализации. За последние годы Озерновская, Восточненская, полные средние школы превращены в неполные. Повысилось качество знаний учащихся из-за этих преобразований? Нет, оно еще больше пострадало. Уменьшение часов привело к совместительству в неполных средних школах. Подвоз учащихся в ресурсные центры далеко не всегда осуществляется. То паром не работает, то бензина нет, то автобус сломался, то шофер отказался работать (даже в условиях массовой безработицы на селе далеко не каждый согласится отвечать за детей, получая минимальную зарплату). В этом учебном году почти целую четверть не было подвоза в Бахтемирскую школу. Но даже при регулярном подвозе дети, вынужденные недосыпать, не имеющие возможности регулярно питаться, успевают, как правило, хуже, чем в своей школе.

При реструктуризации полной средней школы в неполную обычно ссылаются на качество знаний, лукаво «забывая», что сельская школа учит всех ребят и в ней нет отсева. Закрываются малокомплектные школы. Судьба малышей особенно печальна. Однажды видела, как подростки из Камардана (Володарский район) перебирались на каком-то утлом плавсредстве (и паромом-то назвать трудно) в Новинку, в школу. Дул пронизывающий ветер, а ребятишки в куртках из синтетики, на ногах легкая обувь.

При реструктуризации и закрытии школ сплошь и рядом нарушается законодательство. Закрыть школу, сменить ее статус можно только с разрешения общего собрания родителей и сельского схода. Как правило, граждане такого согласия не дают (сколько ни боролись и ученики, и учителя, и общественность за сохранение статуса школы № 19 г. Астрахани или булгаринцы за свою школу), но не мытьем, так катаньем «министерство народного затемнения» добивается своего. Прокуратура на это не реагирует.

Год 1919. Советская Астрахань практически блокирована: английские интервенты на Северном Каспии, с востока наступают колчаковцы, с запада – деникинцы. Голод. Тиф. Но начали работу десятки курсов ликвидации неграмотности, открывается Речное училище, Государственный университет.

Год 2009. Блокады нет, астраханские власти потратили десятки миллиардов рублей на помпезное проведение юбилея города и… приняли решение о закрытии многих вечерних школ. Денег для образования трудящихся нет.

Десятки учителей из-за закрытия, реструктуризации школ лишаются работы, пополняя 14-тысячную армию астраханских безработных. Но и работающим учителям, особенно молодым, завидовать не приходится. Оклад при переходе на отраслевую систему оплаты труда у них ниже МРОТ, со всеми надбавками у молодых учителей еле до него дотягивает. В школах Астрахани и Знаменска при расчете заработной платы учитывается стоимость учебного часа и количество учащихся в классе. Чем больше учащихся, тем выше зарплата. Переполненность классов не способствует качественному образованию, но чиновников это не волнует.

20 апреля добровольно ушел из жизни выпускник одной из школ Володарского района (четвертый молодой самоубийца в этом году. В мае покончила с собой ещё одна девочка). И одноклассники, и односельчане, и родители в один голос говорят о том, что был хороший бесконфликтный мальчик, мечтал стать судоводителем. В беседе с корреспондентом «КК» глава администрации села, где это случилось, со слезами сказала: «Посмотрите, как мы живем. Мы не живем. Мы выживаем. Колхоза нет, работы нет. Каждый бьется из последних сил. Мальчику нужно было 250 рублей на пробный ЕГЭ и 1000 рублей на выпускной. Откуда такие деньги у бабушки и безработной матери».

20 лет реставраторы капитализма в России действуют в полном соответствии с теорией Мальтуса: лишний человеческий материал надо уничтожать. И уничтожают в России, особенно успешно на селе: ликвидировали колхозы, совхозы – лишили людей средств существования; закрыли ФАПы и клубы, закрывают школы. Зачистка России от ее граждан идет полным ходом. Темпы роста заболеваемости детей за последние 20 лет увеличились в разы, две трети призывников не берут в армию в связи с дистрофией в результате недоедания, 40% школьников отстают по физическим показателям от своих сверстников 60-х годов.

Тошнотворное лицемерие

А чтобы мы об этом поменьше думали, нам устраивают «дымовую завесу» из различных совещаний, слушаний, публикаций красивых программ и проектов.

В Государственной Думе Астраханской области прошли слушания по теме «Здоровьесберегающие технологии образования», комитет по образованию Госдумы РФ 19 мая провел парламентские слушания, на которых обсуждались вопросы законодательного обеспечения президентской инициативы «Наша новая школа».

На последнем снова речь шла о новых образовательных стандартах, о системе поддержки талантливых детей, о системе стимулов для лучших учителей, о необходимости сделать пребывание детей в школе максимально комфортным, о сохранении и укреплении здоровья детей.

От лицемерия этих мероприятий в прямом смысле тошнит. Когда слушаю или читаю эти благостные пожелания, вижу школьный буфет, в котором одних детей только начальных классов кормят на 5-8 рублей в день, других более сытно и вкусно, потому что на их завтраки обеспеченные родители сдали свои деньги, третьих не кормят вообще; вижу первоклассниц Трудфронтской школы, бегущих под дождём на улицу в туалет; наримановских школьников, сидящих в мороз в нетопленой школе, разоренные Дома пионеров, превращенные в МУДО (!); истинных подвижников, влюбленных в детей и спорт, руководителей детских спортивных секций, вынужденных выпрашивать деньги у спонсоров, чтобы повезти своих воспитанников на соревнования; доведенных до отчаяния нищетой детей и родителей.

Из роскошных кабинетов, из авто с тонированными стеклами, из «интернетного окна» господам реальная жизнь не видна?

Т. Кожевникова