Обращение

Сванидзе Николай Карлович

Член Комиссии по противодействию попыткам фальси­фикации истории.

Член Общественной Палаты РФ

Ведущий телепрограммы «Суд времени» на 5 канале

Заведующий кафедры журналистики факультета журна­листики РГГУ

Был не согласен с мыслями и идеями, которые высказали в учебном по­собии для студентов МГУ профессора Александр Вдовин и Александр Бар­сенков. По его мнению, учебное пособие «недостаточно учит толерантности».

На основании своих личных суждений Николай Карлович организовал широкомасштабную кампанию, выражающуюся в информационной травле ученых. Тем самым он, используя свое положение, а также будучи убежден­ным в том, что его точка зрения на ряд исторических событий является един­ственно верной, подорвал не только сам смысл исторического дискурса, но и продемонстрировал правовой нигилизм. В адрес ученых посыпались публич­но озвученные угрозы обвинить авторов учебного пособия в экстремизме и привлечь к делу Генеральную прокуратуру.

«Наука сама с собой может не справиться. В ученой среде часто речь идет об авторитетах, которые воздействуют на профильные комиссии и целые учебные коллективы. Взгляды таких людей могут носить радикальный характер. Уверен, что бороться с такими «авторитетами» можно и нужно» – таково отношение «выносящих приговор».

Тем самым Сванидзе, в других вопросах ратующий за гласность и свобо­ду слова, противоречит себе, призывая к введению цензуры в науке. Напоми­нает это действия средневековой инквизиции, как по недопустимости угроз, так и по тому, что причиной этих угроз является личностное несогласие с мне­нием историков человека, наделенного властью.

6 сентября Комиссия Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести, председателем которой является Николай Сванидзе, обсудила содержание учебника «История России 1917-2009» под авторством А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина и призвала запретить эту книгу, якобы «разжигающую межнациональную рознь». Поводом для возмущения либеральной общественности стала «явно ксенофобская» направленность этого учебного пособия для вузов. В экспертном заключении, подготовлен­ном при участии экспертов Московского антифашистского центра и Москов­ского бюро по правам человека, книга «История России 1917-2009» названа «ксенофобией, фальшивкой, апологией диктатора».

Не обошлось и без привлечения чеченских правозащитников. «Крамоль­ные» учебники с комментариями Николая Карловича были разосланы нака­нуне заседания всем нужным людям, в частности, один экземпляр книги был отправлен Рамзану Кадырову – с пометками в тех местах, на которые чечен­скому лидеру следует обидеться.

Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев намерен подать судебный иск на авторов учебника, поскольку он (учебник) дискрими­нирует чеченский народ.

Нурди Нухажиев увидел в тексте учебника якобы «клеветнические из­мышления» в адрес чеченского народа. Одной из претензий омбудсмена стали приведенные в книге цифры. Чеченский правозащитник отмечает, что ранее никто не приводил статистику о том, что 63% чеченских мужчин, при­званных в армию в начале Великой Отечественной войны, «нарушили при­сягу и стали дезертирами; мобилизацию на территории Чечни пришлось пре­кратить», и на этом основании полагает, что историки оклеветали его народ.

Не обошлось и без визита адвоката чеченской диаспоры в МГУ, где он доходчиво объяснил ученым, что представители «оскорбленного народа» во-первых, разорят авторов учебника дотла, а во-вторых, что дела по этим искам будут разбираться в чеченских судах, на которых фигурантов заста­вят присутствовать под угрозой ареста, что придаст результату разбира­тельства характер предопределенности.

Под этим прессингом авторы учебника были вынуждены от имени фа­культета написать постыдное покаянное письмо о том, что они при подго­товке учебного пособия якобы использовали «непроверенные факты» и об­ращаются к издательству с просьбой приостановить распространение по­собия…

Не привыкший к такому «формату научной дискуссии» пожилой Алек­сандр Иванович Вдовин уже слег с гипертоническим кризом…

Кажется, Николай Карлович слегка перепутал жанр и решил от суда над историей в телевизоре перейти к суду над историками с привлечением Гене­ральной прокуратуры и чеченских правозащитников.

То, что мы видим, – это попытка заставить историческую науку отказать­ся от опоры на исторические факты в угоду политической конъюнктуре. Ка­кими бы ни были результаты научных исследований или выводы учебных пособий – это повод для научной дискуссии, академических споров, а не по­литической травли, цирка в Общественной палате или запугиванию.

Авторы политической кампании не преследуют цель добиться адекват­ного с научной точки зрения изложения событий российской истории в учеб­ных пособиях; они пытаются утвердить «единственно верное» понимание прошлого. Сванидзе – живое воплощение стремления уничтожить истори­ческую науку как таковую, подменив ее идеологией. Под угрозу поставлена свобода интеллектуального исследования и академической науки в России.

Обвиняя историков в умышленном провоцировании межнациональной розни, Николай Карлович сам провоцирует её. Для многонационального го­сударства, которым является Россия, недопустимо раздувание обществен­ного скандала на почве межнациональных противоречий. Привлекая внима­ние общественности, адресно провоцируя на активную борьбу с историками лидеров народа Чечни, он совершает зло, как по отношению к исторической науке (подменив дискуссионный процесс обвинительным приговором с при­влечением прокуратуры), так и для всего чеченского народа, подталкивая его к агрессивным действиям.

Тысячами жизней Россия заплатила за мир и стабильность в республи­ках Северного Кавказа. И этот хрупкий мир, находящийся под постоянны­ми атаками со стороны исламских террористов, нужно укреплять, а не зани­маться его расшатыванием.

Мы считаем: действия гражданина Сванидзе несовместимы с занимае­мыми им должностями.

СВАНИДЗЕ ДОЛЖЕН УЙТИ!