b_240_240_16777215_0_0_images_news_2016_06_01005.jpg

По итогам избирательных кампаний законодательные органы традиционно рассматривают предложения о внесении поправок в нормативно-правовые акты, регулирующие порядок проведения выборов и референдумов. В 2016 году был принят и вступил в силу ряд таких поправок.

Несколько поправок было сделано применительно к правилам проведения предвыборной агитации. Во-первых , дополнены нормы, регулирующие про ведение совместных агитационных мероприятий. Избирательные объединения и политические партии, зарегистрировавшие списки кандидатов, а также зарегистрированные кандидаты обязаны участвовать в совместных агитационных мероприятиях. В противном случае доля эфирного времени, отведенная им для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между его другими участниками, в том числе, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник. Сделано уточнение о том, что зарегистрированные кандидаты в совместных агитационных мероприятиях могут участвовать только лично.

Во-вторых , уточнен порядок использования изображений и высказываний физических лиц в агитационных материалах. Законом установлено, что использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» права проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, об избиратель ном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о кандидате (кандидатах), по вопросу референдума не допускается. Аналогичные ограничения внесены и в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которым использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с указанным Федеральным за коном права проводить предвыборную агитацию, о политической партии, вы двинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.

В-третьих , определен порядок использования в агитационных материалах изображений физического лица. Оно допускается только в следующих случаях:

использование избирательным объединением (политической партией) изображений выдвинутых кандидатов (в том числе в составе списка), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

Важное дополнение касается сроков полномочий избирательных комиссий субъектов РФ. Законом установлено: если срок полномочий избирательной комиссии субъекта РФ истекает в 2016 году после 29 мая (а в Астраханской области именно такая ситуация), полномочия этой избирательной комиссии продлеваются до окончания избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Формирование нового состава такой избирательной ко миссии субъекта РФ не производится до дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Срок приема предложений по новому составу избирательной комиссии субъекта РФ составляет 30 дней и должен начинаться не ранее дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и оканчиваться не позднее чем через 60 дней со дня указанного официального опубликования. Избирательная комиссия субъекта РФ нового состава собирается на свое первое заседание в десятидневный срок после дня окончания избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

Следует обратить внимание на то, что законом определены единые сроки рассмотрения всех жалоб, поступающих в избирательные комиссии как в ходе выборов, так и в межвыборный период. Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (много мандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума по иным вопросам в период избирательной кампании, кампании референдума может быть подана в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии референдума, нарушающее права избирателей, может быть пода на в период избирательной кампании, кампании референдума в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения , а после завершения избирательной кампании - в течение 15 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.

Уточнены полномочия представите лей средств массовой информации в избирательном процессе. Представители средств массовой информации вправе присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума.

Изменения коснулись статуса наблюдателя. Политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.

Центральная избирательная комиссия РФ теперь имеет не только официальный печатный орган, но и официальное сетевое издание. Официальный сайт Центральной избирательной ко миссии Российской Федерации, официальные сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в сети Интернет размещаются на едином пор тале, создаваемом по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В Федеральном законе «О политических партиях» уточняются сроки извещения избирательных комиссий о проведении мероприятий, связанных с выдвижением политической партией или ее структурным подразделением своих кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Кодекс об административных правонарушениях РФ дополнен нормой, согласно которой в случае вмешательства в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создания помех участию избирателей, участников референдума в голосовании, виновные граждане и должностные лица могут быть подвергнуты административному взысканию в виде штрафа.